«Орёл девятого легиона»«Орёл девятого легиона»
Молодой римлянин Марк Флавий с говорящей фамилией Аквила отправляется на поиски штандарта легиона, которым некогда командовал его отец. Орлов-старший вместе с орлом и легионом пропал без вести двадцать лет назад, и теперь Марк намерен выяснить, что же с ним произошло и восстановить честь рода.
Фильм снят по книге Розмари Сатклифф, написанной ещё в 1954 г. – очень неплохой, особенно учитывая, что рассчитана она была на подростков, - и доказательством качества служит то, что она до сих пор пользуется популярностью. Неизбежное сравнение фильма с книгой выходит не в его пользу – фильм сильно потерял в глубине проработки характеров и отношений и в конечном итоге свёлся к обычному квесту, где героям нужно всего лишь отыскать некий артефакт и донести его до места. Сценарист пытался переориентировать сюжет на взрослую аудиторию и с этой целью решил заострить отношения Марка и Эски, но не преуспел, хотя возможность и была отличная: показать, как один преодолевает в себе имперскую спесь, а другой разрывается между благодарностью к спасителю и ненавистью к захватчику. Сюжетный ход, когда Эске пришлось выдать Марка за своего раба, мог быть очень хорош в этом плане – пусть-ка хозяин почувствует на своей шкуре, каково это, - но был подан в комическом духе и оттого не удался. Замечательная идея сделать Эску причастным к гибели девятого легиона также была загублена на корню. Несколько лучше удалась попытка придать фильму реализма при помощи жестоких сцен: я даже не припомню с ходу фильма, где бы положительный герой мог хладнокровно убить подростка, хотя подобные военные реалии и выглядят несколько искусственно в банальном проходном экшене - пусть и не так фальшиво, как поедание сырой крысы, явно рассчитанное на щекотку зрительских нервов.
Исполнителю главной роли Ченнингу Татуму требовалось только эффектно сверкать доспехами и делать героическое лицо, - а поскольку лицом он хорош и доспехи отлично сидят на мускулистой фигуре, то можно сказать, что с ролью он справился. Куда более блёкло – как в плане внешности, так и актёрской игры - выглядит Джейми Белл, роль которого предполагала духовный раздрай - и Белл пытался изобразить его так же добросовестно, как безуспешно. К счастью, создатели фильма трезво оценили свои возможности не стали слишком заморачиваться психологизмом, а сосредоточились на экшене – он вышел посредственным, но сносным.
К достоинствам фильма можно отнести то, что супостаты, у которых героям предстояло стырить вожделенный артефакт, не были нарисованы одной чёрной краской: у них своя правда. Да, Рим нёс цивилизацию отсталым племенам, но также нёс и смерть всем, кто не хотел эту цивилизацию принимать – это создатели фильма дали понять ясно. Тут сказался почерк автора «Последнего короля Шотландии» Кевина МакДональда, хотя тему столкновения людей, стоящих на разных уровнях цивилизации он в этот раз то ли не стал активно разрабатывать, то ли попросту не справился. В образе молодого сына вождя есть даже некоторая неоднозначность – да, он со звериной свирепостью преследует Марка и Эску и убивает младшего братишку за помощь чужакам, - но ведь он будущий вождь и уже чувствует ответственность за своё племя, интересы которого для него важнее кровных уз. Сцена его гибели получилась даже трогательной: когда тело падает в речку и вода смывает с лица боевую раскраску, становится видно, что он совсем ещё юный.
Одним из главных недостатков фильма является чудовищный хэппи-энд. Намерение сената возродить IX легион, противоречащее как исторической правде, так и роману – это ещё цветочки. Ягодки – уцелевшие легионеры в количестве двадцати-тридцати, сохранившие вооружение (партизанили, что ли, все эти двадцать лет?), в самый последний момент явившиеся на помощь героям. Право слово, при таком раскладе стоило оставить в живых и Орлова-старшего: такой абсурд был бы, по крайней мере, комичен (о юморе, кстати, в фильме почти забыли). Так и представляю себе заросшего по глаза дикаря, распахивающего объятия с радостным воплем: «
С исторической точки фильм – развесистая клюква; ну да ничего другого в Падубовом Лесу и не растёт. Особенно царапнули:
- черепаха в полевом сражении (построение это нынче очень модно в Голливуде – скоро, наверное, римляне в таком строю будут и есть, и спать),
- безобразная стойка с оружием на уровне глаз, вывернутым дальше некуда локтем и повёрнутой тыльной стороной вверх кистью (позитура сия тоже нынче модна в Голливуде – так держат любое клинковое оружие независимо от времени и места действия фильма) – да, именно так в фильме держат гладиусы – над верхним краем скутума,
- набившие оскомину со времён «Гладиатора» рассуждения о противопоставлении военной и политической карьеры,
- римский мажор, причёсанный на косой пробор,
- Эскин кинжальчик – как он его сохранить ухитрился?!
- совершенно современная щётка, которой Марк чистит лошадь (кстати, в фильме присутствует ещё один образчик голливудской моды – фризская лошадь; как бы ни радовала глаз эта красивейшая порода, но только не в пеплумах).
В целом – проходной, но смотрибельный пеплум на один вечер; рекомендуется непритязательным любителям античности (впрочем, притязательным и смотреть попросту нечего) и поклонникам Ченнинга Татума.
1 балл за древность, 1 - за Рим, 1 - за войнушку, 1 - за пару жёстких сцен, 1 - за симпотного Татума,1 - в память о детском увлечении. Итого - 6 из 12.