Фильм любви и анархии, или Сегодня в десять утра на Виа деи Фьори в известном доме терпимости
Одна из лучших работ Лины Вертмюллер - трагикомедия о маленьком человеке, взявшемся за большое дело, к которому он не был готов. 30-е гг. прошлого века. Деревенский парень Тунин, с пелёнок (ну, по крайней мере, с горшка) сочувствующий революционным идеалам, приезжает в Рим с целью - ни больше ни меньше - убить Муссолини. Конечно, мы уже из истории знаем, что ничего у него не получится - и действительно, какой из этого смешного, наивного и добродушного парня с по-детски удивлёнными глазами, который не может пройти мимо брошенного котёнка, анархист?! Готовясь к покушению, Тунин скрывается в борделе, где работает его связная Саломея. Она симпатизирует соратнику и даже обслуживает его бесплатно, но этот "белокурый ангел" слишком изыскан для крестьянина Тунина, и он влюбляется в её более простую товарку Триполину. Но жрица любви, впервые узнавшая настоящую любовь, не хочет отпускать возлюбленного на смерть, - и вот вспыхивает классический конфликт личных и общественных интересов, разыгранный невероятно сочно и ярко; знаменитый итальянский темперамент кипит и плещет через край, но Вертмюллер с безупречной ловкостью балансирует между надрывным пафосом и буффонадой, ни разу не скатившись в ту или другую крайность, и не становясь на сторону ни одного из героев. Может быть, прав Тунин, не желающий больше жить по принципу "Моя хата с краю" и пытающийся сделать мир лучше, а может быть, Триполина, стремящаяся к простому женскому счастью, на которое она уже не надеялась, и считающая, что никакие идеалы не стоят человеческих жизней, - это решать самому зрителю. А за спором героев стоит молчаливый, но оттого не менее явный упрёк обществу, члены которого оказываются перед подобным выбором. Это действительно фильм любви - именно любовь режиссёра к персонажам делает их любовь такой живой и реалистичной, и анархии - анархии как состояния общества, трагифарсового хаоса диктатуры, где настоящие чувства, кажется, остались только в доме терпимости.