От КПД — "Лев зимой" (1968 и 2003)
читать дальшеВряд ли я вспомню много историй, с такой беспощадностью выворачивающих наизнанку подоплеку власти. Персонажи едят друг друга поедом, как пауки в банке; в паутине их интриг впору запутаться не только зрителю, но и им самим. Действительно, едва ли они сами понимают, когда говорят правду, а когда лгут; пожалуй, по-настоящему искренни они только в финальной сцене в подвале, едва окончательно не выйдя за грань человечности и только тогда опомнившись. Впрочем, ненадолго: всё произошедшее ничему их не научит, будут и впредь интриговать и предавать друг друга, потому что иначе не умеют. И что особенно трагично, это то, что королевская чета, люди умные (так прямо и хочется им сказать: ну уймитесь уже, ваши величества, вы же выше этого), отлично понимают пагубность своего поведения, но остановиться уже не могут.
Оба фильма снимались по одному сценарию, и очень интересно было сравнивать два разных воплощения одного и того же текста на экране. И это был один из тех немногих случаев, когда новая экранизация понравилась больше старой. Так было лет десять назад, когда я впервые увидела фильмы, и сейчас, когда их пересмотрела, ничего не изменилось. Разве что старый перестал казаться скомканным, но всё равно он кажется намного короче нового, хотя разницы в хронометраже там всего 25 минут. Но пролетает он намного быстрее, наверное, этих 25 минут ему и не хватает для того, чтоб со всей обстоятельностью показать все хитросплетения интриг. Не такой запутанной и липкой получается паутина, и по сравнению с новым фильмом этого мне не хватило. А ещё не хватило заявленной в названии зимы; тот снежно-морозный (даже не вспомню с ходу фильма, где бы холод чуть не лился с экрана) антураж нового фильма куда лучше контрастировал и подчёркивал кипение страстей героев и куда неумолимее напоминал о надвигающейся старости, чем слякоть старого.
А теперь — сравнение героев попарно.
Генрих.
У Питера О'Тула он был помощнее, но эта мощь была скорее недостатком: Генрих выглядел чуть не ровесником своего старшего Ричарда, и это заметно поубавило трагичности его образу, да и самому сюжет не соответствовало. Этакому бугаю ещё не скоро наследника выбирать понадобится Вот в "Бекете" эта мощь была уместна, и несколько театральный размах игры О'Тула был как раз кстати. А тут — перетянул.
А вот Патрик Стюарт, наоборот, недотянул. На всём протяжении фильма меня не покидало ощущение, что играет он с какой-то прохладцей, как будто приморозило его Что это с ним было, непонятно. Хотел подать персонажа так, чтоб было совсем непохоже на коллегу, и перестарался? Или ему персонаж вовсе не нравился? Или с Кончаловским не сработался?
Алиенора (или как там её правильно по-русски?)
Обе хороши, не могу отдать кому-то предпочтение. Алиенора Кэтрин Хепберн более усталая и надломленная — старому фильму скорее подошло бы название "Львица зимой", и паутину плетёт больше по привычке, хотя в глубине души ей уже хочется покоя. Алиенора Гленн Клоуз ещё полна сил, в начале мы видим её на поле боя, и за десять лет заключения она боевого пыла почти не растеряла.
Жаль всех. Идеальная ведь пара, поэтому особенно горько оттого, что в придворном гадюшнике такие яркие незаурядные личности обречены быть врагами.
Ричард.
Самый, пожалуй, неприятный персонаж пьесы, олицетворяющий грубую силу и жестокость. Родительскую силу тела и характера и воинственность он унаследовал, но в сочетании с посредственным (в отличие от родителей) умом они делают Ричарда, в сущности, тупым мясником. Кажется, автор пьесы его особенно не любил, или же хотел показать, что в грубой силе нет ничего романтичного. Прозвище Львиное Сердце - оно ж не за храбрость, а за жестокость; а чтоб в эпоху крестовых походов прослыть жестоким, это как надо было постараться. В новом фильме он получился чуть быковатее и быдловатее; пожалуй, так лучше, поскольку больше соответствует авторскому замыслу яблок, укатившихся далеко от яблони - дети, в отличие от родителей, сочувствия почти не вызывают.
Джеффри.
У него наоборот, предостаточно ума (точнее, хитрости) при нехватке силы. Собственно, только эту хитрость и расчётливость мы и видим - Джеффри единственный почти нераскрытый персонаж, находящийся на втором плане. Да он и не стремится вперёд, его бы устроила роль серого кардинала. Больше сказать об этом человеке-машине нечего, в обоих фильмах он одинаков.
Джон.
У него нет ни силы, ни ума - последнего в особенности, Джон порой выглядит просто придурковатым. И особенно неприятно то, что именно его Генрих прочит в наследники - такого наследника можно не опасаться. А какой из него выйдет король (я о персонаже, а не об историческом Иоанне Безземельном) - это уже дело десятое, хотя и выбор между мясником, интриганом и дураком не особенно велик. В новом фильме Джон гораздо лучше: классический туповатый вяловатый представитель вырождающегося королевского рода, тогда как в старом он какой-то вертлявый шут, в психической полноценности которого возникают большие сомнения - такого прочить на престол в обход старших братьев?
Филипп.
На первый взгляд - такой же бездушный интриган, как Джеффри, но глубоко внутри под холодным расчётом временами вскипают обида и злость. Здесь тоже трудно выбирать между Тимоти Далтоном и Джонатаном Рис-Майерсом. Первый выходит более сдержанным и отстранённым в своей изысканной утончённости: страсть почти перегорела, оставив только раскалённые угли. Второй погорячее, хотя страсти давно уступили место рассудку (если вообще когда-то боролись с ним). Как и с Алиенорой, не выбираю никого.
Алэ.
Вот этот персонаж в старом фильме проигрывает новому вчистую. Не потому даже, что телевизионно-сериальная актриса Джейн Мэрроу талантом не блещет, а потому, что её героиня подана совершенно невыразительно: ничем не выдающаяся (кроме размера груди) чуть вульгарноватая бабёнка - и что, спрашивается, в ней нашёл Генрих, таких у него должны были перебывать десятки. А вот почему он тянется к хрупкой, кажущейся такой невинной и беззащитной среди королевского змеиного гнезда героине Юлии Высоцкой - очень понятно, стареющий король решил, что наконец нашёл чистую настоящую любовь. Сначала кажется так и зрителю, Алэ выглядит совершенно искренне, да она и не притворяется - ей, заслонённой надёжной спиной Генриха, просто нет надобности драться за место, так что можно позволить себе хрупкость и беззащитность. Но как только перед ней всерьёз замаячила перспектива короны, милая нежная девочка моментально показывает зубки. Конечно, такой королевской коброй, как Алиенора, эта мелкая гадючка не станет, но зубки у неё оказываются весьма ,ядовитыми. И ты, Брут © Очень жаль в этот момент Генриха, осознавшего, что впустую растратил годы на очередную алчную любовницу, которой нужен был король, а не человек, и которую, в отличие от Алиеноры, нельзя даже уважать.
Итого: и по содержанию, и по очкам новый фильм выигрывает.