Хорошая вообще традиция — новеллизации комиксов. Для тех, кто любит читать текст, а не разглядывать картинки разной степени страшилищности — особенно. Сейчас их начали переводить и у нас: Вселенная Марвел
До "Тёмных замыслов" я пока не добралась, а вот "Гражданскую войну" зачла с удовольствием, хотя, конечно, предпочла бы новеллизацию фильма, а не комикса. Но сравнить было всё равно интересно.
Большой плюс — что в книге война не личный конфликт Мстителей из-за личных причин (и тут в кои-то веки были правы наши прокатчики, назвав фильм "Противостоянием"; впрочем, они дали более точное название и второму сольнику Кэпа: название "Другая война" более всеобъемлющее и относящееся ко всем событиям фильма, нежели оригинальное), а действительно гражданская война со множеством участников, у каждого из которых свои причины выбрать ту или иную сторону. При этом герои не статичны: они сомневаются в выборе, меняют сторону, шпионят и предают — всё гораздо богаче и многограннее, чем в фильме. Но минус — детально и красочно прописать это богатство автор не сумел. Книга могла бы быть вдвое толще: мне постоянно не хватало внутреннего мира героев, их мыслей, чувств — картинка то и дело выходила схематичной и поверхностной. Финал (хэппи-энд со всеобщей амнистией, в радужность которого не вписался только Человек-Паук, которому все эти разборки вообще были изначально чужды) вышел скомканным, про второстепенных героев просто забыли. Впрочем, со вторым планом было вообще плохо: автор сконцентрировался только на главных героях, а второстепенные вышли неживыми, иные даже создавали впечатление, что их вставили для галочки — а вот тут будет пасхалка для фанатов перса. Ещё один минус — писать батальные сцены, без которых в комиксах никак, автор не умеет совсем. Массовое побоище в его описании выглядит примерно так: А ударил В, В отлетел к стене. Над ними С стрелял лучами в D, D отбивался молниями. В стороне Е швырнул F об стену, стена проломилась и т.п.
Закон о регистрации и причины его принятия в книге тоже разумнее и логичнее. Мстителей тут никто не винит в том, что враги прямо посередь Нью-Йорка высадились, и вообще ни в чём не винит. Всё вообще началось с вылазки юных супергеройчиков, которые в погоне за телерейтингом полезли на злодея им не по зубам, что кончилось гибелью и горе-суперов, и около 900 мирных жителей. И поскольку количество людей со сверхспособностями росло в геометрической прогрессии, следовало ожидать и роста подобных инцидентов в результате халатности или неопытности суперов (в фильме этот разумный вывод превратился в нелепое заключение Вижена, что количество злодеев прямо пропорционально количеству героев). И вот чтоб суперы свои силы использовали с умом, решено было выдать всем лицензии на супергеройскую деятельность (а без лицензии чтоб ни-ни, а то в супергеройскую тюрьму в другом измерении). А юных и неопытных — обучать в специальных центрах и диплом по окончании выдавать. Это было логично, мир спасать — это ж дело непростое, но не обошлось без перегибов. Теперь героям строжайше запрещалась анонимность, и даже перед тем, как бить морду злодею, сперва требовалось представляться по всей форме: прозвище, настоящее имя и т.д. Мысль, озвученную Человеком-Пауком, что деанонимизация может выйти боком близким героя, на которых захочет отыграться злодей, — а охрану ко всем не приставишь, да и каково им будет так жить, — в радужном финале благополучно похерили.
Кэп, разумеется, усмотрел в этом покушение на гражданские свободы. В книге, в отличие от фильма, перекос был в сторону ЖЧ, который весь этакий благородный рыцарь в сверкающих доспехах, а если какие ошибки и слабости и имеются, то только для большей человечности образа. Он всё и разруливает, несмотря на усердно мешающую со своими попытками всё решить грубой силой Марию Хилл, которая изображена тупой силовичкой с одной извилиной от фуражки. И в радужном финале возглавляет ЩИТ, а Хилл приносит ему кофе. Кэп же порой выглядит социопатичным анархистом, которому законы вовсе не писаны. Хотя мотивация, как у всех основных героев прописана чётко: он видит в регистрации первый шаг к тоталитаризму и диктатуре. Другой вопрос, что больше ничего он не хочет видеть. Хотя в финале именно Кэп останавливается первый, осознав, что сражается не за людей, а "дерусь просто потому, что дерусь" © Компромисса при такой позиции автора, ессно, ждать не приходится: всё заканчивается победой ЖЧ, который милостиво прощает всех противников. Кэпа, правда, посадили (не в другое измерение, это негуманно, его отменили, ЖЧ осознал), а просто в тюрьму. За то, что автор не знал, что с ним дальше делать.
Короче, поклонникам фильма рекомендую.
За наводку спасибо garvet
Скачать ГВ и "Тёмные замыслы" можно на NNM