Что меня всегда восхищало в Джеймсе МакЭвое, страстной поклонницей которого я отнюдь не являюсь — это безупречный вкус в выборе ролей, без которого и талант недорого стоит. Ткни пальцем в любую звезду — в фильмографии непременно найдутся и провальные картины, и посредственные, и неудачные роли в хороших. А Маковый даже на заре карьеры в крохотных сериальных рольках выбирал такие, где можно было себя показать. Облажался он за всю карьеру (за исключением какой-то комедии про спортивных образцов, о которой я судить не могу, поскольку смотреть такие вещи меня заставят только под дулом пистолета) лишь единожды — в дрянной "Королеве Болливуда", хотя я его понимаю: идея-то была весьма небанальная, и в сценарии всё должно было смотреться не в пример выигрышнее, чем на экране.
Именно Маковый и был причиной, по которой я пошла на "Сплит": мистика не мой жанр, а Шьямалан — не мой режиссёр. Но фильм явно обещал прекрасный случай продемонстрировать актёрское мастерство; так и вышло: в "Сплите" немало психологической драмы. Была бы драма целиком — было бы ещё лучше, но и имеющийся результат меня удовлетворил. Как триллер фильм был достаточно крепким, хотя и предсказуемым, кроме самого финала: я ожидала, что спойлер А вот блестящая работа МакЭвоя, ради практически бенефиса которого действительно стоит смотреть фильм, действительно впечатляла. Сложность роли заключалась в том, что надо было играть людей разного характера, возраста и пола безо всякого грима и причёсок — а это очень помогает в создании образа — только мимикой, причём по ней одной можно было догадаться, какая личность перед нами. А когда ещё личности сменяли друг друга или притворялись одна другой — это был высший пилотаж. Самые сложные работы — это когда персонаж, в свою очередь, изображает кого-то: здесь очень важно играть не от себя самого, не как актёр, а именно так, как играл бы герой, у которого и актёрских способностей-то может вовсе не быть. (Очень яркий пример такой "непрофессиональной" игры от лица персонажа — в "Берегись автомобиля", когда Деточкин играет Гамлета; и сравните, как играет его Смоктуновский в экранизации Шекспира — небо и земля, и было бы очень странно, если бы любитель Деточкин вдруг выдал на ура одну из сложнейших ролей в театральном искусстве. А обратный пример выпадения из роли и игры от себя можно видеть в "Место встречи изменить нельзя": в замечательном во всех отношениях фильме допустили подобный ляп. В книге Шарапов внедрялся в банду под видом невинной жертвы подставы, и это было логично: абсолютно прямодушный, он был органически неспособен к притворству даже в виде актёрской игры. А представленный на экране плутоватый хамоватый мужичонка конечно, не Гамлет, но требует настоящей игры. Актёр Владимир Конкин его сыграть, разумеется, может — и играет, выпадая из своей роли, потому что его герой Шарапов сыграть так никогда не смог бы.) И личности Кевина, которые, в сущности, тоже роли, именно такие, "непрофессиональные". И если педантичный Деннис и чопорная Шарлотта лишь немного гипертрофированы, то двое других уже являются некими обобщённо-утрированными образами "ребёнка" и "человека искусства". Хедвиг то лезет целоваться, то хвастается красными носками, словно ему не девять, а втрое меньше — и именно так должно быть: Кевину неоткуда разбираться в детях. Модельер Барри ровно такой, каков в обывательском представлении творческий человек: нарциссичный, эксцентричный, постоянно болтающий о своих творческих успехах — и каким ещё он может быть, ведь его играет не Джеймс МакЭвой, а Кевин Венделл Крамб.
Остальные личности тоже были разнообразны и реалистичны, хотя им достались лишь коротенькие камео. Не знаю, стоит ли об этом жалеть: возможно, кратковременное появление каждой личности в небольшом эпизоде сделало бы фильм более интригующим, заставив пленниц (и зрителя) гадать, кто в следующий раз предстанет перед ними и каждый раз пытаться найти подход к новой личности. А возможно, выведение на экран всех 23 ипостасей Кевина только перегрузило бы фильм и запутало зрителя, не позволив им раскрыться.
Достойно сыграла главную жертву и Аня Тейлор-Джой. В сценарии также хорошо прописана психология жертвы: когда Кейси в момент похищения впадает в ступор и делает лишь слабую и робкую попытку бегства, и когда в плену поначалу боится разозлить похитителя и только непосредственная угроза жизни заставляет её сопротивляться. Типичное поведение человека, с раннего детства годами подвергавшегося семейному насилию, и в этом Кейси резко противопоставлена своим "непуганым идиотам" одноклассницам.
Надеюсь, дальнейшие похождения Кевина не подкачают

В Обзоры: