Желаю, чтобы все
...или
«Орёл девятого легиона»«Орёл девятого легиона»
Молодой римлянин Марк Флавий с говорящей фамилией Аквила отправляется на поиски штандарта легиона, которым некогда командовал его отец. Орлов-старший вместе с орлом и легионом пропал без вести двадцать лет назад, и теперь Марк намерен выяснить, что же с ним произошло и восстановить честь рода.
Фильм снят по книге Розмари Сатклифф, написанной ещё в 1954 г. – очень неплохой, особенно учитывая, что рассчитана она была на подростков, - и доказательством качества служит то, что она до сих пор пользуется популярностью. Неизбежное сравнение фильма с книгой выходит не в его пользу – фильм сильно потерял в глубине проработки характеров и отношений и в конечном итоге свёлся к обычному квесту, где героям нужно всего лишь отыскать некий артефакт и донести его до места. Сценарист пытался переориентировать сюжет на взрослую аудиторию и с этой целью решил заострить отношения Марка и Эски, но не преуспел, хотя возможность и была отличная: показать, как один преодолевает в себе имперскую спесь, а другой разрывается между благодарностью к спасителю и ненавистью к захватчику. Сюжетный ход, когда Эске пришлось выдать Марка за своего раба, мог быть очень хорош в этом плане – пусть-ка хозяин почувствует на своей шкуре, каково это, - но был подан в комическом духе и оттого не удался. Замечательная идея сделать Эску причастным к гибели девятого легиона также была загублена на корню. Несколько лучше удалась попытка придать фильму реализма при помощи жестоких сцен: я даже не припомню с ходу фильма, где бы положительный герой мог хладнокровно убить подростка, хотя подобные военные реалии и выглядят несколько искусственно в банальном проходном экшене - пусть и не так фальшиво, как поедание сырой крысы, явно рассчитанное на щекотку зрительских нервов.
Исполнителю главной роли Ченнингу Татуму требовалось только эффектно сверкать доспехами и делать героическое лицо, - а поскольку лицом он хорош и доспехи отлично сидят на мускулистой фигуре, то можно сказать, что с ролью он справился. Куда более блёкло – как в плане внешности, так и актёрской игры - выглядит Джейми Белл, роль которого предполагала духовный раздрай - и Белл пытался изобразить его так же добросовестно, как безуспешно. К счастью, создатели фильма трезво оценили свои возможности не стали слишком заморачиваться психологизмом, а сосредоточились на экшене – он вышел посредственным, но сносным.
К достоинствам фильма можно отнести то, что супостаты, у которых героям предстояло стырить вожделенный артефакт, не были нарисованы одной чёрной краской: у них своя правда. Да, Рим нёс цивилизацию отсталым племенам, но также нёс и смерть всем, кто не хотел эту цивилизацию принимать – это создатели фильма дали понять ясно. Тут сказался почерк автора «Последнего короля Шотландии» Кевина МакДональда, хотя тему столкновения людей, стоящих на разных уровнях цивилизации он в этот раз то ли не стал активно разрабатывать, то ли попросту не справился. В образе молодого сына вождя есть даже некоторая неоднозначность – да, он со звериной свирепостью преследует Марка и Эску и убивает младшего братишку за помощь чужакам, - но ведь он будущий вождь и уже чувствует ответственность за своё племя, интересы которого для него важнее кровных уз. Сцена его гибели получилась даже трогательной: когда тело падает в речку и вода смывает с лица боевую раскраску, становится видно, что он совсем ещё юный.
Одним из главных недостатков фильма является чудовищный хэппи-энд. Намерение сената возродить IX легион, противоречащее как исторической правде, так и роману – это ещё цветочки. Ягодки – уцелевшие легионеры в количестве двадцати-тридцати, сохранившие вооружение (партизанили, что ли, все эти двадцать лет?), в самый последний момент явившиеся на помощь героям. Право слово, при таком раскладе стоило оставить в живых и Орлова-старшего: такой абсурд был бы, по крайней мере, комичен (о юморе, кстати, в фильме почти забыли). Так и представляю себе заросшего по глаза дикаря, распахивающего объятия с радостным воплем: «Люк Марк, я твой отец!» Хотя даже если бы Аквила-Sr. и дожил до этой встречи, он бы всё равно не смог узнать сына: ответственные за кастинг, видимо, страдали тяжёлым дальтонизмом, или же подбирали мальчика на роль маленького Марка исходя, очевидно, из максимальной непохожести на Ченнинга Татума. Конечно, волосы у детей иногда темнеют со временем, но не в таком же возрасте, и уж никак не с соломенного блондина до брюнета.
С исторической точки фильм – развесистая клюква; ну да ничего другого в Падубовом Лесу и не растёт. Особенно царапнули:
- черепаха в полевом сражении (построение это нынче очень модно в Голливуде – скоро, наверное, римляне в таком строю будут и есть, и спать),
- безобразная стойка с оружием на уровне глаз, вывернутым дальше некуда локтем и повёрнутой тыльной стороной вверх кистью (позитура сия тоже нынче модна в Голливуде – так держат любое клинковое оружие независимо от времени и места действия фильма) – да, именно так в фильме держат гладиусы – над верхним краем скутума,
- набившие оскомину со времён «Гладиатора» рассуждения о противопоставлении военной и политической карьеры,
- римский мажор, причёсанный на косой пробор,
- Эскин кинжальчик – как он его сохранить ухитрился?!
- совершенно современная щётка, которой Марк чистит лошадь (кстати, в фильме присутствует ещё один образчик голливудской моды – фризская лошадь; как бы ни радовала глаз эта красивейшая порода, но только не в пеплумах).
В целом – проходной, но смотрибельный пеплум на один вечер; рекомендуется непритязательным любителям античности (впрочем, притязательным и смотреть попросту нечего) и поклонникам Ченнинга Татума.
1 балл за древность, 1 - за Рим, 1 - за войнушку, 1 - за пару жёстких сцен, 1 - за симпотного Татума,1 - в память о детском увлечении. Итого - 6 из 12.
«Орёл девятого легиона»«Орёл девятого легиона»
Молодой римлянин Марк Флавий с говорящей фамилией Аквила отправляется на поиски штандарта легиона, которым некогда командовал его отец. Орлов-старший вместе с орлом и легионом пропал без вести двадцать лет назад, и теперь Марк намерен выяснить, что же с ним произошло и восстановить честь рода.
Фильм снят по книге Розмари Сатклифф, написанной ещё в 1954 г. – очень неплохой, особенно учитывая, что рассчитана она была на подростков, - и доказательством качества служит то, что она до сих пор пользуется популярностью. Неизбежное сравнение фильма с книгой выходит не в его пользу – фильм сильно потерял в глубине проработки характеров и отношений и в конечном итоге свёлся к обычному квесту, где героям нужно всего лишь отыскать некий артефакт и донести его до места. Сценарист пытался переориентировать сюжет на взрослую аудиторию и с этой целью решил заострить отношения Марка и Эски, но не преуспел, хотя возможность и была отличная: показать, как один преодолевает в себе имперскую спесь, а другой разрывается между благодарностью к спасителю и ненавистью к захватчику. Сюжетный ход, когда Эске пришлось выдать Марка за своего раба, мог быть очень хорош в этом плане – пусть-ка хозяин почувствует на своей шкуре, каково это, - но был подан в комическом духе и оттого не удался. Замечательная идея сделать Эску причастным к гибели девятого легиона также была загублена на корню. Несколько лучше удалась попытка придать фильму реализма при помощи жестоких сцен: я даже не припомню с ходу фильма, где бы положительный герой мог хладнокровно убить подростка, хотя подобные военные реалии и выглядят несколько искусственно в банальном проходном экшене - пусть и не так фальшиво, как поедание сырой крысы, явно рассчитанное на щекотку зрительских нервов.
Исполнителю главной роли Ченнингу Татуму требовалось только эффектно сверкать доспехами и делать героическое лицо, - а поскольку лицом он хорош и доспехи отлично сидят на мускулистой фигуре, то можно сказать, что с ролью он справился. Куда более блёкло – как в плане внешности, так и актёрской игры - выглядит Джейми Белл, роль которого предполагала духовный раздрай - и Белл пытался изобразить его так же добросовестно, как безуспешно. К счастью, создатели фильма трезво оценили свои возможности не стали слишком заморачиваться психологизмом, а сосредоточились на экшене – он вышел посредственным, но сносным.
К достоинствам фильма можно отнести то, что супостаты, у которых героям предстояло стырить вожделенный артефакт, не были нарисованы одной чёрной краской: у них своя правда. Да, Рим нёс цивилизацию отсталым племенам, но также нёс и смерть всем, кто не хотел эту цивилизацию принимать – это создатели фильма дали понять ясно. Тут сказался почерк автора «Последнего короля Шотландии» Кевина МакДональда, хотя тему столкновения людей, стоящих на разных уровнях цивилизации он в этот раз то ли не стал активно разрабатывать, то ли попросту не справился. В образе молодого сына вождя есть даже некоторая неоднозначность – да, он со звериной свирепостью преследует Марка и Эску и убивает младшего братишку за помощь чужакам, - но ведь он будущий вождь и уже чувствует ответственность за своё племя, интересы которого для него важнее кровных уз. Сцена его гибели получилась даже трогательной: когда тело падает в речку и вода смывает с лица боевую раскраску, становится видно, что он совсем ещё юный.
Одним из главных недостатков фильма является чудовищный хэппи-энд. Намерение сената возродить IX легион, противоречащее как исторической правде, так и роману – это ещё цветочки. Ягодки – уцелевшие легионеры в количестве двадцати-тридцати, сохранившие вооружение (партизанили, что ли, все эти двадцать лет?), в самый последний момент явившиеся на помощь героям. Право слово, при таком раскладе стоило оставить в живых и Орлова-старшего: такой абсурд был бы, по крайней мере, комичен (о юморе, кстати, в фильме почти забыли). Так и представляю себе заросшего по глаза дикаря, распахивающего объятия с радостным воплем: «
С исторической точки фильм – развесистая клюква; ну да ничего другого в Падубовом Лесу и не растёт. Особенно царапнули:
- черепаха в полевом сражении (построение это нынче очень модно в Голливуде – скоро, наверное, римляне в таком строю будут и есть, и спать),
- безобразная стойка с оружием на уровне глаз, вывернутым дальше некуда локтем и повёрнутой тыльной стороной вверх кистью (позитура сия тоже нынче модна в Голливуде – так держат любое клинковое оружие независимо от времени и места действия фильма) – да, именно так в фильме держат гладиусы – над верхним краем скутума,

- набившие оскомину со времён «Гладиатора» рассуждения о противопоставлении военной и политической карьеры,
- римский мажор, причёсанный на косой пробор,
- Эскин кинжальчик – как он его сохранить ухитрился?!
- совершенно современная щётка, которой Марк чистит лошадь (кстати, в фильме присутствует ещё один образчик голливудской моды – фризская лошадь; как бы ни радовала глаз эта красивейшая порода, но только не в пеплумах).
В целом – проходной, но смотрибельный пеплум на один вечер; рекомендуется непритязательным любителям античности (впрочем, притязательным и смотреть попросту нечего) и поклонникам Ченнинга Татума.
1 балл за древность, 1 - за Рим, 1 - за войнушку, 1 - за пару жёстких сцен, 1 - за симпотного Татума,1 - в память о детском увлечении. Итого - 6 из 12.
@темы: Античность, Рецензия, Кино
Оммм!, я прямо поперхнулась на эти словах! У меня просто до сих пор стойкая ассоциация с этой фамилие
Спасибо, что написала рецензию!
Интересно посмотреть, как ты это видишь.
У меня несколько другая точка зрения, и ты это знаешь.
Но я понимаю, что у тебя и другая ситуация - ты судишь по фильму по любимой с детства книге. Я книгу не читала, поэтому фильм для меня почти идеален. Это именно то, что нужно было увидеть мне. Поэтому не исключено, что когда я прочитаю книгу - наоборот, я буду говорить о том, что "не так" на мой взгляд в книге и какой молодец режиссер, что это исправил.
Хотелось бы кое-что уточнить.
черепаха в полевом сражении
А что не так с черепахой? Она выглядела очень убедительно. Сама понимаешь, какой другой пример черепахи мне сразу вспомнился. Надо сказать, что черепаха в "Орле" смотрелась естественнее.
рекомендуется непритязательным любителям античности (впрочем, притязательным и смотреть попросту нечего)
МММ?
А я смотрела 8 раз!
Не скажу, что я "притязательный" античник в Риме - по сути дела я знаю крайне мало. Но Греция и Рим - это все же то, что всегда связывают.
И - да. Спустя неделю после проката фильма, я знаю уже про Рим больше!
Хотела сказать, что от названия "Как Орлов орла искал" я прямо поперхнулась! У меня фамилия "Орлов" стойко ассоциируется с одним человеком - грозным профессором философии нашего университета, которому, кстати, я очень мило сдала кандидатский на "отлично".
Я просто не проассоциировала эту фамилию с русским вариантом ее!
*Но я понимаю, что у тебя и другая ситуация - ты судишь по фильму по любимой с детства книге. Я книгу не читала, поэтому фильм для меня почти идеален.*
Я судила не только по книге - на дословных экранизациях я не настаиваю и никогда не буду ругать фильм только за то, что он отличается от литературной основы, - но мне фильм и сам по себе показался не очень.
*А что не так с черепахой? Она выглядела очень убедительно. Сама понимаешь, какой другой пример черепахи мне сразу вспомнился. Надо сказать, что черепаха в "Орле" смотрелась естественнее. *
Построена-то она правильно, только строй это не боевой, а осадный. Черепаха может защитить только от того, что сверху летит и льётся. В рукопашной её разберут по
камешкупо щиту и перебьют. Тот другой пример черепахи*МММ? А я смотрела 8 раз!*
Ну, у любого фильма найдутся преданные поклонники
*Не скажу, что я "притязательный" античник в Риме - по сути дела я знаю крайне мало. Но Греция и Рим - это все же то, что всегда связывают.*
Я не совсем точно выразилась - притязательным, т.е. тем, кто хочет от пеплума исторической достоверности, нечего смотреть вообще - таких пеплумов в природе не существует.
*И - да. Спустя неделю после проката фильма, я знаю уже про Рим больше!*
В этом, я считаю, и заключается роль исторических романов и фильмов - пробуждать интерес к истории.
*Кроме того, согласись, что претензий к этому фильму куда как меньше, чем ко множеству других на данную тему. На порядок. Сравни с тем же "Центурионом", например.*
В плане клюквы - ничуть не меньше. К тому же фильм не может похвастаться ни размахом, ни актёрской игрой, которые были в старых пеплумах - "Клеопатре", "Бен-Гуре", "Камо грядеши", "Спартаке" (рекомендую их, кстати), да и в нынешнем "Гладиаторе" - видела его? А если сравнивать с "Центурионом" - что ж, разберу по баллам:
1 - за древность
1 - за Рим
1 - за Фассбендера
1 - за суровую мужскую атмосферу
1 - за реализм гибели некоторых героев (жертвы дружественного огня особенно) и намерение командования замолчать уничтожение легиона
Итого - 5 из 12, "Орёл" выигрывает всего 1 балл, и то лишь потому, что снят по любимой в детстве книге.
*Безобразие, комменты не изменяются!*
Их только недолгое время после оставления можно менять, в отличие от всей записи.
*Хотела сказать, что от названия "Как Орлов орла искал" я прямо поперхнулась! У меня фамилия "Орлов" стойко ассоциируется с одним человеком - грозным профессором философии нашего университета, которому, кстати, я очень мило сдала кандидатский на "отлично". Я просто не проассоциировала эту фамилию с русским вариантом ее!*
Надо же, как совпало!
А мне, когда стала читать, сразу бросилось в глаза: книга о поисках орла и герой - Орлов
Я смотрела его пару раз, но никакого особого впечатления на меня он не произвел. Абсолютно ровно.
потом я посмотрела "Робин Гуда2, и мне понравился Рассел Кроу. Я собралась было посмотреть фильмы с ним. Начать решила, конечно же, с "Гладиатора". И - никак не вштырило! Я еле досмотрела фильм до конца. Мне он показался настолько нудным! И Расел кроу мне в этом фильме не понравился. Поэтому и фильмы дальше с ним смотреть не стала. Но вот сейчас подумываю: может быть, пересмотреть еще раз? У меня пиратская копия с ужасным переводом, меня это сразу сильно бесит. может быть, дело в этом?
Да, я про себя тоже отметила фамилию, когда фильм смотрела. Это просто я с русским вариантом не проассоциировала. В итальянском языке ведь орел тоже - аквила. Я даже подумала, что фильм связан именно с фамилией героя -я ведь не знала тогда еще, о чем он.
про пропавший легион-то я сслышала конечно, но я вряд ли бы вспомнила его номер раньше!
А на счет моих наблюдений… Не могу понять, откуда у бритов серпоносные колесницы?.. Если они были у персов, то это ведь не значит, по-моему, что они должны быть и у бритов. Потом, а почему Марк молится Митре, а не, скажем, Юпитеру, если он римлянин?.. А по сюжету, меня лично добил просто этот добрый дядюшка Марка – который "не переносит вида крови" – ну разве это не позор?.. И эти его разглагольствования про Эску (ну, что он предаст Марка, когда они приедут в Британию) – ну какой смысл предупреждать, если Эска в это время стоит рядом и все это слушает?..
Да, КаМея, а "щетка, которой Марк чистит лошадь" – и как ты это заметила?.. Я бы ни за что не обратила внимание – она так естественно смотрелась в кадре.
А ты мою рецензию не читала?
К сожалению, не почувствовала я в нем атмосферы Древнего Рима,
Так вот мне, значит, это не показалось!
из-за сюжета, наверное
Но действие "Орла" тоже не в Древнем Риме, а в Британии происходит. Однако Древний Рим там ого-го как чувствуется!
Причем именно своя специфика - Римская Британия.
Потом, а почему Марк молится Митре, а не, скажем, Юпитеру, если он римлянин?..
Я уже лоханулась с этим вопросом при своем позорном незнании Рима!
Это наоборот все правильно и точно! Режиссер - красавец, знал, что среди легионеров культ Митры был очень распространен.
Насчет дядюшки Марка - мне кажется, все хорошо объяснено в романе.
И эти его разглагольствования про Эску (ну, что он предаст Марка, когда они приедут в Британию) – ну какой смысл предупреждать, если Эска в это время стоит рядом и все это слушает?..
Так это подчеркивает, что:
1. К рабам в Риме относились как к вещи.
2. Дядя говорит просто все начистоту. А Эска не дурак, он бы и без него догадался, если что!
Возможно, он испытывает их обоих таким образом, т.к. видит, что оба - парни непростые и отношения у них тоже непростые.
А ты мою рецензию не читала? - Уже прочитала.
Но действие "Орла" тоже не в Древнем Риме, а в Британии происходит. Однако Древний Рим там ого-го как чувствуется! - Так в "Орле" да, чувствуется (я, во всяком случае, почувствовала), поэтому мне этот фильм и понравился больше.
На счет культа Митры - спасибо, интересно было узнать. Но вопрос, по-моему, вполне закономерный: Древний Рим - и тут вдруг варварское божество на первом плане - я была чуть в шоке. И ты уверена, что упоминание Митры, - заслуга режиссера?.. Если он просто взял это из книги, то ничего особенного здесь нет...
Возможно, он испытывает их обоих таким образом, т.к. видит, что оба - парни непростые и отношения у них тоже непростые. - Что он их может испытывать, я как-то даже не подумала... Но только тогда получается, что дядя все-таки не относится к Эске как к вещи (испытывают ведь обычно друзей, а здесь у нас - господин и раб), т.е. все равно в этой сцене есть небольшое противоречие - это-то меня, видимо, и смутило.
*потом я посмотрела "Робин Гуда2, и мне понравился Рассел Кроу. Я собралась было посмотреть фильмы с ним. *
А мне не понравился Робин Гуд, хотя Кроу там был неплох. Мне он ещё нравится в "Секретах Лос-Анджелеса"
*Но вот сейчас подумываю: может быть, пересмотреть еще раз? У меня пиратская копия с ужасным переводом, меня это сразу сильно бесит. может быть, дело в этом?*
Попробуй. Сейчас ведь можно найти любое издание, с допами, оригинальной дорожкой, режиссёрку...
Теано
*Перед этим я уже смотрела "Центурион", и он как-то совсем мне не понравился. К сожалению, не почувствовала я в нем атмосферы Древнего Рима, из-за сюжета, наверное. Как по мне – сюжет там о том, как нужно выживать в дикой природе (с ними еще повар шел, который рассказывал им, какие грибочки можно есть, а какие нет
Так и есть - это фильм о выживании, добротно сделанный, но универсальный: действие могло происходить в любом месте и времени. Античников он скорее разочарует.
*Но только сначала хочу сказать, что вот если смотреть фильмы для вдохновения, чтобы писать рассказы (вот как Клодия), то от недостатков и недоработок фильм, по-моему, только выигрывает!.. *
Будто по хорошему фильму нельзя писать
*Не могу понять, откуда у бритов серпоносные колесницы?..*
Упоминания в источниках есть. Достоверность их под вопросом - возможно, авторы начитались "Анабасисов"
*А по сюжету, меня лично добил просто этот добрый дядюшка Марка – который "не переносит вида крови" – ну разве это не позор?..*
Это, скорее, шутка. На гладиаторские бои-то он ходит и племянника приглашает широким жестом - развлекайся, мол. А смотреть на родную кровь - это совсем другое дело.
*эти его разглагольствования про Эску (ну, что он предаст Марка, когда они приедут в Британию) – ну какой смысл предупреждать, если Эска в это время стоит рядом и все это слушает?..*
Ну, предупреждать вполне можно и в присутствии объекта предупреждения - тем более, что есть вероятность, что он побоится подлянку устроить, если знает, что остальные начеку, - а потом, как верно сказала Claudia*, раб - вещь и в его присутствии можно не стесняться.
*span class='quote_text'>Да, КаМея, а "щетка, которой Марк чистит лошадь" – и как ты это заметила?.. Я бы ни за что не обратила внимание – она так естественно смотрелась в кадре.*
Ну вот царапнуло глаз. Откуда там взяться щётке?! Сено, соломка, ветошь - больше нечего. Хорошо хоть спрей не взял
PS Меня ещё орёл в обряде посвящения юношей в воины убил. Разве такое ответственное дело можно чужеземным богам поручать? Или бритты хотели, чтоб вся молодёжь на сторону Рима переметнулась?
Claudia*
*К сожалению, не почувствовала я в нем атмосферы Древнего Рима,
Так вот мне, значит, это не показалось!*
Тут мы все солидарны
*Это наоборот все правильно и точно! Режиссер - красавец, знал, что среди легионеров культ Митры был очень распространен.*
Это не его заслуга - сюжетный ход взят из книги.
Теано
*о вопрос, по-моему, вполне закономерный: Древний Рим - и тут вдруг варварское божество на первом плане - я была чуть в шоке.*
Ко II в. н.э. каких только культов в Рим не натащили. Так что Марк кому угодно мог молиться.
Бывает, что записи не отражаются в Избранном, я тоже заметила.
Спасибо канешна!
сработал. Разве такое ответственное дело можно чужеземным богам поручать?
Так они его и не принимали за чужеземного. Они же его завоевали в славной для них битве, значит - он теперь их.
Мне сказали, что именно Митре он должен был молиться. Это как раз соответствовало социо-культурным особенностям данного времени и его статуса.
*Так они его и не принимали за чужеземного. Они же его завоевали в славной для них битве, значит - он теперь их. *
Всё равно пленник, и доверия ему нет. Инициация - дело важное, её только праотеческим богам можно поручить, которым предки поклонялись.
*Мне сказали, что именно Митре он должен был молиться. Это как раз соответствовало социо-культурным особенностям данного времени и его статуса.*
Да, митраизм бы наиболее вероятен. Под что-то другое надо качественный обоснуй подводить.
PS А черепаха в книге тоже была, тут режиссёр авторский ляп заимствовал.
Спасибо за рецензию))
я, конечно, поздновато спохватилась, но что уж...))))
- Эскин кинжальчик – как он его сохранить ухитрился?!
а здесь Вы какой эпизод имели в виду?
Если фильм понравился, то посмотреть никогда не поздно )
*- Эскин кинжальчик – как он его сохранить ухитрился?!
а здесь Вы какой эпизод имели в виду? *
Ту, где Эска показывает Марку фамильный кинжал.