Голосовать тут
Название: Александр/Alexander
Год: 2004
Страна: США
Жанр: исторический, драма, биография
Продолжительность: 175 мин
Режиссёр: Оливер Стоун
В ролях: Колин Фаррелл, Анджелина Джоли, Вэл Килмер, Энтони Хопкинс, Джаред Лето, Розарио Доусон
многа букаф и спойлерыНе прошло и полгода, как говорится...

Итак, начинаю Drang nach Osten

Природа власти и люди, облечённые ею, всегда интересовали Оливера Стоуна - "Александр" не первый и не последний фильм, снятый им на подобную тему. Только на этот раз он обратил внимание не на выдающегося соотечественника, а на одну из ключевых фигур мировой истории, известную даже тем, кому об истории мало что известно. Провал попытки "замахнуться на Вильма нашего Шекспира" был, в общем-то, неудивителен: слишком сложно изобразить в художественном произведении личность такого масштаба - для этого нужен автор, который бы в искусстве значил бы столько, сколько его персонаж в истории. Оттого-то так мало удачных байопиков: слабый режиссёр снимет безвкусную иллюстрацию к учебнику истории, а у сильного выйдет авторский ООС, более или менее похожий - вернее, непохожий - на исторический прототип: сухо переписывать историю талантливому автору неинтересно. Именно последнее случилось и со стоуновским "Александром" - это был махровейший ООС, не принятый ни критиками, ни зрителями. Результатом стали провал в прокате и шесть основных номинаций на "Золотую малину" - худший фильм, худший режиссёр, худший сценарий, худшая мужская роль, худшая женская роль и худшая мужская роль второго плана. Сурово, да. Ладно хоть, что ни одна из этих "Малин" не была присуждена - по мне так заслуживал её только сценарист: актёры и режиссёр своё дело сделали хорошо. Да, их персонажи не слишком соответствовали историческим прототипам, но награды фильмам вручают не за историческую достоверность.
Можно только удивляться, почему Стоун, умеющий изображать сильных и неординарных личностей, представлял себе образ Александра, очевидно, по книгам Мэри Рено - хотя фильм не явная их экранизация, совпадение взглядов на характеры героев и их отношения налицо. Книги же - слезовыжимательные женские романы о том, как тяжела шапка Мономаха. Особенно, если она надета на гениальную голову. Герои Рено - нищастные пиздострадальцы с обнажёнными нервами, которых все умышленно либо неумышленно обижают, а если не обижают, то они сами на всех обижаются. Этих искателей повода для пострадашек мне просто хотелось пристрелить из гуманных соображений - чтоб не мучились. Я за эвтаназию, да


Кроме Рено Стоун, видно, вдохновлялся каким-нибудь "Психоанализом для чайников" - шаблонный эдипов комплекс настойчиво тычется в лицо зрителю, а поводом для всех свершений Александра служит желание вырваться из-под опёки матери и показать ей - и отцу (а затем его тени) - "смотрите, как я могу"! Да, Александр ещё в детстве ревновал к отцовской славе и впоследствии болезненно реагировал на сравнение с Филиппом - но ведь на одних зависти и ревности далеко не уйдёшь. Уж не до Индии точно


Желание Стоуна не возводить грандиозный монумент великой исторической личности, а показать живого человека с его недостатками и слабостями понятно, но беда в том, что за этими слабостями совершенно не видно сильной личности. Если бы он хотел развенчать миф о величии Александра, это было бы объяснимо, но изрядная панегиричность в фильме тоже присутствует, и это неудавшееся намерение усидеть на двух стульях сразу является вторым недостатком фильма.
Также неприятно удивил неожиданный от Стоуна голливудский штамп о необходимости освобождения и просвещения "отсталых" народов Востока: само завоевание Персии, в реале кое-как прикрытое фиговым листочком мести за сожжённые храмы, подаётся как освободительная борьба греков


Были, впрочем, в фильме и положительные моменты. Могу только приветствовать то, что из всех истасканных за тысячелетия легенд вроде гордиева узла, "не заслоняй мне солнце" и пр. в фильме осталось только укрощение Букефала. Как и постоянное использование символов-животных: змеи, орла, льва, быка, коня, слона - в религии древних греков, с её немалыми пережитками тотемизма, животные играли заметную роль.
Отдельной - и огромной - похвалы заслуживает битва при Гавгамелах - весьма редкое в пеплумах и батальных фильмах вообще явление, когда реальное сражение воспроизводится по-настоящему подробно и точно, а не ди эрсте колонне марширт, ди цвайте колонне марширт, а куда и зачем марширт, неважно, лишь бы было зрелищно. Здесь же ход сражения воспроизведён в общих чертах верно - да, не без упрощений и ляпов, но Гавгамелы опознаются на раз, в отличие от индийской битвы, которая ни разу ни Гидасп, да, впрочем, и цели такой не ставилось. (А жаль, именно Гидасп я считаю вершиной полководческого гения Александра, но кому он, кроме знатоков военной истории, интересен.) Построение фаланги, оружие и доспехи были воспроизведены в соответствии с последними историческими реконструкциями - кстати, в качестве консультанта Стоун пригласил одного из ведущих специалистов по эпохе Александра - Робина Лэйн Фокса, и судя по результату, иногда его даже слушал

Сам Лэйн Фокс снялся в массовке:

Лучше бы он принял участие в написании сценария

Гражданская одежда смотрелась несколько хуже: у македонян преобладали некрашеная ткань и белый цвет - видимо, чтобы противопоставить греческую умеренность персидской роскоши. Притом в белом порой щеголяло македонское простонародье, а в некрашеном - знать, включая щёголя Аристотеля, которому, впрочем, позволили перстни и элегантную трость. Иногда также был заметен явно синтетический материал костюмов, например, индийская "пижама" Александра или расшитая пайетками вуаль Роксаны.
Но в целом визуальный ряд был очень красив, операторская работа Родриго Прието была на высоте: нежные прозрачные, как бы пронизанные утренним солнцем цвета Македонии, сняты через табачный фильтр тонущие в золотистом мареве равнины Гавгамелы, буйство красок Вавилона, кристально чистый воздух перевалов Гиндукуша, холод и разреженность которого будто ощущаются через экран, пасмурная дождливая Индия - всё это буквально завораживало.
Теперь пройдусь по основным персонажам и актёрским работам в отдельности.
Колин Фаррелл - Александр.
В принципе, учитывая взгляды Стоуна на личность Александра и его авторитарную манеру съёмки, выбор актёра особенного значения не имел. Фаррелл был достаточно темпераментен и талантлив (к сожалению, именно провал "Александра" послужил причиной заката его уже почти сложившейся карьеры в большом кино), чтобы пусть и не с полным размахом, но пристойно изобразить личность подобного масштаба, если бы ему это позволили - но не судьба

Вот здесь ему даже удалось изобразить нечто хищное в прищуре (наверное, Стоун в тот момент отвернулся


Во всяком случае, это был единственный момент в фильме, где я почти увидела Александра.
Анджелина Джоли - Олимпиада.
Джоли отлично воплотила на экране некий архетип колдуньи (мать Александра действительно увлекалась мистическими культами, пугавшими даже её весьма суеверных современников). Прекрасная, страстная и властная - вот в такую Олимпиаду, при всей неисторичности внешности Джоли, я верю, - она получилась достойной матерью великого завоевателя.
Вэл Килмер - Филипп.
С отцом Александру "повезло" меньше - Филипп был изображён, как сказал кто-то, этаким "опустившимся Гераклом". Опустившимся - да, а вот Гераклом - нет. Исторический Филипп не только пил как не в себя и трахал всё, что шевелится - это был царь, в 23 года принявший власть в нищей, окружённой врагами и раздираемой междоусобицами стране, исчезновение которой с политической карты считалось лишь вопросом времени, притом не слишком долгого, и создатель армии, которая несколько столетий - до появления прославленных римских легионов - не имела себе равных на полях сражений. Чтобы предположить наличие подобных деяний у показанного в фильме грубого, то и дело пьяного варвара, - а Филипп славился умом, красноречием и обаянием - нужно иметь немалое воображение; моего, если бы не знание, точно бы не хватило. Да, не повезло Филиппу вдвойне: сначала он остался в памяти человеческой лишь отцом своего сына, а теперь и на экране ему не смогли воздать по заслугам. (((
Джаред Лето - Гефестион.
Древнегреческая мода на гомосексуальные отношения по понятным причинам редко находит отображение в современном искусстве - и Стоуну мог бы быть респект за этот аспект древнегреческой сексуальной жизни. Мог бы, если бы царский фаворит, который был хорош не только бёдрами (хоть они вправду, надо полагать, были обольстительны, иначе не поминали бы их древние столетия спустя

Розарио Доусон - Роксана.
Её назначением в фильме, помимо очередной иллюстрации эдипова комплекса, было служить причиной ревности Гефестиона и недовольства остальных приближённых браком с "варваркой", так что простора для раскрытия характера и актёрской игры тут просто не могло быть. Внешность же была просто ужасающей: помимо расовой принадлежности (кто бы мог заподозрить Стоуна в таком апофигее политкорректности?!), необузданный нрав и "дикость" отчего-то были представлены едва не осыпающимся под собственным весом макияжем, дико вытаращенными глазами и оскаленными зубами - трудно было признать в этом страшилище довольно симпатичную девушку Доусон. Любовная сцена между ней и Александром была, впрочем, красива - борьба золотого льва и чёрной пантеры.
Энтони Хопкинс - старый Птолемей.
"Доктор Лектор" читал лекцию о том, каким великим человеком был Александр - несомненно, это было необходимо, потому что из содержания фильма понять, в чём заключалось величие Александра, было вряд ли возможно. Играть ему было, разумеется, нечего.
Сподвижники же Александра демонстрировали либо откровенное неприятие его идей, вплоть до заговора, либо непонимание - в общем, нужны были для того, чтобы лишний раз продемонстрировать тяжесть власти и одиночество великого человека. Предположить в них будущих царей и основателей династий нелегко, особенно после того, как они сперва отравили босса, и лишь потом спохватились, как делить империю.
И напоследок забавное )))
На форуме Веры Камши есть тема, посвящённая фильму Стоуна. Одна из участниц рассказывает:
Кстати, был забавный случай: когда я смотрела "Александра" в кинотеатре, со мной рядом сидела мама с сыном (мальчику на вид было лет 12). После окончания фильма мама спросила у ребёнка, что он понял из истории о Македонском. Ответ был коротким: "А этот мужик в платье дрался много, и маму не слушал!"
Взято отсюда
Устами младенца, как говорится...

Приложение. Ляпы в фильме.
Я старалась отделить художественные вольности, необходимые для сюжета (как, например, участие Кассандра в восточном походе) от собственно ляпов, без которых можно было обойтись. Итак:
1. Птолемей вспоминает "перевалы Гиндукуша, пропустившие 100-тысячную армию". А позже эта цифра увеличивается до 150 000: "Весной Александр повел 150-тысячную армию через Гиндукуш."
Максимальное количество воинов АМ, которое упоминается в источниках - 120000 чел. (Правдоподобность этой цифры оставим на совести летописцев)
2. Названия на карте и документы, которые Александр читает в сцене убийства Пармениона, на английском.
3. Некоторые змеи Олимпиады обитают только в Америке.
4. Аристотелю, когда он был учителем Александра, было чуть больше 40 лет. А исполнителю его роли Кристоферу Пламмеру на момент съемок было 75.
Что представляло собой имение Аристотеля в Миезе, неизвестно, но уж наверное оно не было в столь плачевном состоянии, как показано в фильме.
5. Аристотель не знает греческую мифологию. "Ахиллес после гибели своего возлюбленного Патрокла ушел с поля боя" - говорит он Александру. Хотя Ахиллес удалился в свой шатер после ссоры с Агамемноном, и только гибель Патрокла заставила его вернуться в строй.
6. Александр тоже не знает мифологию. Даже биографию своего любимого героя Ахиллеса. "Все, кто уходил на Восток - Ясон, Тесей, Ахиллес - возвращались победителями". Хотя из похода под Трою Ахиллес не вернулся.
7. С географией у него тоже большие проблемы. Колхида, куда плавал Ясон, находится больше севернее, чем восточнее Греции, а Крит, где совершал подвиги Тесей - южнее.
8. Буцефала играет лошадь фризской породы (выведена в средневековье).
P.S. Но какой конь потрясающий! Действительно Александру Великому сесть не стыдно!
9. В сцене укрощения Филипп говорит Клиту: "Возвращайся в свою фалангу" Хотя аристократу Клиту полагалось быть гетайром.
10. Там же Клит говорит Филиппу что-то вроде: "С вашей-то ногой". На самом деле рану в бедро, после которой остался хромым, царь получил несколькими годами позже. Лучше бы Стоуну заменить ногу на ключицу (эту рану Филипп получил примерно в то время).
11. На ногах коня отчетливо видны еще не изобретенные подковы.
12. Филипп тоже не знает мифологию: "После того, как Геракл совершил 12 подвигов, Гера поразила его безумием и он убил своих детей". Хотя все было наоборот: 12 подвигов Геракл должен был совершить, чтобы искупить это убийство.
13. Олимпиада советует сыну: "Женись на Киннане" Традиции жениться на сестрах, пусть единокровных, в Македонии прежде не замечалось.
14. На военном совете Александр говорит: "Если ты, мой бравый Парменион, удержишь их (персов) ЛЕВЫЙ фланг". Т.е. выходит, что Пармениону поручается командовать ПРАВЫМ флангом македонской армии. Но в битве он командует (как и было в действительности) ЛЕВЫМ флангом.
15. Александр говорит фалангисту:"Помнишь, как ты на играх отбросил противника? Сумеешь ли ты метнуть свое копье так же далеко?"
Метнуть 6-метровую сариссу?!
А другому он напоминает: "Помнишь, как ты перепрыгнул через осадную башню в Тире?"
Высота стен Тира - 45 м. Человек-паук от зависти вешается на своей паутине. Это ляп чисто переводческий, однако сценаристы в полиоркетике смыслили не больше: в оригинале бравый фалангист эту башню ВЗЯЛ: I remember you the day yоu took the siege tower at Tyre?
А так как осадные башни бывают только у осаждающих, ВЗЯТЬ солдатик мог только свою собственную башню.
16. Продолжая этот шедевр ораторского искусства, АМ призывает воинов сражаться за свободу Греции, видимо позабыв, что она на тот момент находится под его же собственной властью. Неудивительно, что один из воинов, услышав сей шедевр, описался.
17. Когда скачущих гетайров показывают сверху, видно, что копья у них зажаты под мышкой - рыцарским хватом.
18. Как в ПУСТЫНЕ организовать снабжение армии в несколько сот тысяч человек? Или они манной небесной питались?
19. Филота при Гавгамелах командовал гетайрами и был, следовательно, рядом с Александром. Так что Парменион никак не мог послать его за помощью. Антигон Одноглазый тогда находился во Фригии, причем его присутствие при Гавгамелах никак не оправдывается сюжетом.
20. Откуда при Гавгамелах взялись всадники на верблюдах? Еще более интересно, куда они потом делись: больше в кадре они не появлялись. Растворились в воздухе?
21. Это конечно, мелочь, но в Вавилон АМ въезжал не верхом, а на захваченной у Дария колеснице.
22. В сцене на балконе Гефестион спрашивает АМ: "Неужели в твоей жизни нет любви?" Довольно странный вопрос, учитывая, что они близко знакомы уже как минимум лет 12 (а если вспомнить слова Птолемея об "обольстительных бёдрах Гефестиона", тем более странный. Рановато у Гефестиона склероз приключился. Может, от этого он и помер безвременно?)
23. Олимпиада жалуется сыну на Антипатра. Показывают Антипатра, которому что-то шепчет на ухо Кассандр. Затем действие перемещается в Вавилон, куда очевидно, путем телепортации перемещается и Кассандр.
24. Птолемей рассказывает: "Мы загнали Дария в Бактрию". На самом деле до Бактрии Дарий добраться не успел: его убили еще в Парфии.
25. Танцы хотя и стилизованы на восточный манер, явно современные. Балетная школа Ф. Боша особенно заметна.
26. Ну, в негритянку Роксану только ленивый камень не кинул.
27. В фильме также можно видеть женщин с монголоидными чертами. Греки о существовании Китая и не подозревали.
28. В начале любовной сцены Александр в штанах. Когда же он, исполнив супружеский долг, слезает с кровати, штаны по-прежнему на нем. Неудивительно, что наследник так долго не появлялся...
29. Клит и Антигон никакого участия в убийстве Пармениона не принимали. Письмо стратегам с приказом об убийстве Александр поручил доставить некоему Полидаманту. И добирался до места он не 3 дня, а 11.
30. Когда раненого Александра несут на щите с поля боя, меч лежит у него то под спиной, то на груди.
31. Свадьба Александра со Статирой была не в Вавилоне, а в Сузах. Гефестион умер тоже не в Вавилоне, а в Экбатанах. Создается впечатление, что в Персии одна только пустыня и горы, а городов, кроме Вавилона, и нет. Где же та хваленая персидская культура, уважать которую АМ требовал от соратников?
32. Птолемей говорит: "Мегас Александрос". На самом деле прозвище Великий А. дали римляне примерно в 1 в. до н.э.
33. Греческие статуи раскрашивались полностью. У статуи Александра в библиотеке раскрашен только плащ.
Но как бы то ни было, своим существованием фильм всё равно порадовал. Как пели в рок-опере (кстати, о человеке, который, по мнению её авторов, тоже пытался объединить Запад и Восток):
Авантюра не удалась,
За попытку - спасибо.
@темы: Античность, Рецензия, флэшмоб "Рецензия", Древняя Греция, Кино, Александр Македонский, Александр Великий
Во многом согласна, о чем уже написала.
В свое время я смотрела этот фильм - и плевалась... совсем не понравился. От слова очень.
Но никак не могла сформулировать - почему.
Спасибо, интересно было читать
Я на соо напишу )
Armilla,
Мне бы тоже не понравился, если бы не про АМ. Кроме батальных сцен.
masha_kukhar,
Ещё бы, десять лет эту траву курила, да так до конца и не слезла. )
Не соглашусь разве что насчет Джоли, амплуа которой, на мой взгляд, никак не вяжется с ролью, как бы она ни старалась.
Амплуа фам-фаталь? По мне так в самый раз.
Нравом она была совершенно бешеная, похлеще даже своего необузданного сына. Что её в конце концов и погубило: дорвавшись наконец до власти, Олимпиада принялась с таким усердием уничтожать всех неугодных, что оттолкнула от себя большинство сторонников, и во время очередного витка борьбы за трон защищать её стало почти некому. а ведь поначалу на авторитете сына очень хорошо выезжала.
Постараюсь вкратце, чтоб не пересказывать все разборки диадохов, в которых без пол-литра не разберёшься
Помнишь персонажа по имени Кассандр (Джонатан Рис-Майерс)? Вот он и боролся с Олимпиадой за власть, на которую претендовал как сын наместника Македонии. Когда Кассандр был на войне, Олимпиада вторглась в Македонию и захватила власть почти без боя, потому что македоняне радостно переходили на сторону матери Александра. Она бы скорей всего и удержала власть, если бы не начала зверствовать, казнив около ста знатных македонян. После такого всеобщая любовь к ней заметно поубавилась, и когда Кассандр, в свою очередь, пошёл войной на Олимпиаду, переходить стали уже на его сторону. Олмипиада с оставшимися ей верными укрылась в крепости Пидна и некоторое время держалась, но когда припасы кончились, Кассандру сдались и её последние сторонники. Пришлось сдаться и Олимпиаде. Кассандр отдал её на расправу родственникам казнённых, и те побили бывшую царицу камнями.
Спасибо за объяснение, теперь все понятно. А что потом случилось с самим Кассандром?
который (боюсь ошибиться с транскрипцией) Клейтус?
Клейтос по-гречески, но в русской традиции его принято называть Клит.
А что потом случилось с самим Кассандром?
Кассандр власть сумел удержать, он и Птолемей были единственными из диадохов, умершими своей смертью. Но династия Кассандра, в отличие от прочих, существовала недолго. Сам Кассандр умер в 297 г. до н.э., не дожив до 60 после тяжёлой болезни, его наследник был хилым и тоже вскоре умер, а двое его младших братьев тут же передрались за власть и погибли в междоусобицах.
В память о Кассандре остался основанный им греческий город Салоники, названный в честь его жены Фессалоники.
который (боюсь ошибиться с транскрипцией) Клейтус?
Клейтос по-гречески, но в русской традиции его принято называть Клит.
А что потом случилось с самим Кассандром?
Кассандр власть сумел удержать, он и Птолемей были единственными из диадохов, умершими своей смертью. Но династия Кассандра, в отличие от прочих, существовала недолго. Сам Кассандр умер в 297 г. до н.э., не дожив до 60 после тяжёлой болезни, его наследник был хилым и тоже вскоре умер, а двое его младших братьев тут же передрались за власть и погибли в междоусобицах.
В память о Кассандре остался основанный им греческий город Салоники, названный в честь его жены Фессалоники.
Не за что )
Кассандр, кстати, ещё приказал убить Роксану и Александра-младшего, положив, таким образом, конец династии Аргеадов.
КаМея
Ничего себе
Хотя походы македонцев скорее можно оценить как завоевание цивилизованных стран распоясавшимися горцами-полуварварами.
Ну да тут, подозреваю, довлеет политика.
Не удивлюсь, если и про Траяна что-нибудь эдакое снимут.
прусь от этой твоей рецензии))
удивил неожиданный от Стоуна голливудский штамп о необходимости освобождения и просвещения "отсталых" народов Востока
помнишь, я когда-то приводила цитату, где все тоже слишком уж наоборот - Персия-де была благодатна, идеальна настолько, что даже не знала рабства, и тут приперлась грубая бандота из дикой Македонии, где много-много диких
обезьянмакИдонцев, и как начала персам рушить ирригационную систему и внедрять монетарные отношения))Хотя походы македонцев скорее можно оценить как завоевание цивилизованных стран распоясавшимися горцами-полуварварами.
Ну да тут, подозреваю, довлеет политика.
Такими уж варварами не были, хотя меряться, кто культурнее — дело неблагодарное, каждый в чём-то превосходит, в чём-то отстаёт.
Без политики не обошлось, но от данного режиссёра не ждала подобного. Я уж скорее ждала, что он изобразит Александра этаким хищником-разрушителем.
Не удивлюсь, если и про Траяна что-нибудь эдакое снимут.
Пусть бы хоть такое сняли, про Траяна я бы не отказалась посмотреть. Но это вряд ли, моду на пеплумы возродить не удалось.
КПД,
прусь от этой твоей рецензии))
Спасибо
помнишь, я когда-то приводила цитату, где все тоже слишком уж наоборот
Да, что-то такое помню, как отсталые гопники-греки побили культурных интеллигентов-персов
не ожидал, что там будут присутствовать диадохи.
Без них никак — большинство весь поход с царём прошли. Другой вопрос, насколько будут раскрыты их образы — в фильме 1955 г. товарищи Александра были безликой толпой, даже не всегда можно было понять, кто есть кто.
У Стоуна мне особо понравился Неарх, такой колоритный небритый персик
и даже Кассандр, - кто бы мог подумать?
Да, учитывая, что он в походе не участвовал. Но был, довольно яркий.
Ага, толстощёкий:
А Кассандр такой:
Кстати, говоря про пеплумы: а как ты относишься к «Трое» Петерсена (если относишься)?
А Неарх - ну, в принципе, он и в реальности мог выглядеть как угодно, совсем не обязательно как персонаж с минойской фрески
Кассандр по меркам своего времени вполне нормальный правитель, а что родню Александра извёл, так это дело обычное. В Македонии (да и не только) заговоры и цареубийства — дело житейское, из Аргеадов мало кто своей смертью умер. Александр, придя к власти, ещё короче родословное древо обкорнал: из всех родственников мужского пола только слабоумного единокровного брата оставил.
Почти шестьдесят лет — это, как и в наши дни, пожилой, но ещё лет десять, а то и двадцать, мог бы пожить. Более краткий срок жизни наших предков — выдумки демонизаторов истории, как только человек вышел из пещер, он начал жить те же семьдесят лет. Двадцать-тридцать — это средняя температура по больнице включая морг, детскую смертность т.е. Свидетельств древних о сроках их жизни, как и самих дат жизни, сохранилось достаточно. "Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет" (Псалтирь 89:10)". С библейских времён прибавилось максимум десятилетие плюс гораздо бОльшая вероятность этот срок прожить. Непосредственно по грекам — как писал афинский поэт и законодатель Солон: "Если ж десятое бог доведёт до конца семилетье, ранним не будет тогда смертный конец для людей". К слову, афинянин был военнообязанным до шестидесяти лет (всё как у нас: в семь лет в школу, в восемнадцать совершеннолетие, два года службы в армии и в шестьдесят "на пенсию"
А "Трою" мы уже обсудили ))
Coruscantian,
это, судя по возрасту, Кассандр еще до похода, при жизни Филиппа?
Нет, вроде в Вавилоне — сидит на восточных подушках.
А Неарх - ну, в принципе, он и в реальности мог выглядеть как угодно, совсем не обязательно как персонаж с минойской фрески
Совершенно согласна, но большинство поклонников фильма бесит именно это несходство с фресками )
Романтизация минойского Крита, конечно, штука в известной степени приятная, но тут они уже перегибают. Пусть радуются, что не негра какого на роль Неарха подсунули
Да, Роксаны уже достаточно
Александра режиссер женил на бактрийской мулатке?