Желаю, чтобы все
Книгу, легшую в основу фильма, я ниасилила: типичная современщина, практически бессюжетная, бессвязная и бессмысленная. Из фильма воду вылили, оставив только любовную линию, и могла бы выйти отличная драма с социальным подтекстом, но... но недотянули. Быть может, ошибка была в выборе режиссёра: Вендерс снимал в той же холодновато-отстранённой манере, что и "Небо над Берлином", но если в истории о любви ангела, наблюдающего за людьми из выси небесной, такая отстранённость была как нельзя кстати, то драматичную историю разлучённой пары, один из которой к тому же оказывается в крайне опасном положении, она только выхолостила. Вначале это было даже уместно, когда режиссёр не торопился лезть в постель героев, в соответствии с модным нынче кинематографическим вуайеризмом или, как минимум, пристрастностью, а неторопливо раскрывал зарождение любви, словно стараясь не спугнуть её. Но когда потребовалось раскрыть во всей полноте переживания героев, погрузиться в их чувства, Вендерс продолжал бесстрастно наблюдать за ними откуда-то сверху, и зрителю приходится делать то же самое. Так же нет погружения в роль и у актёров: и МакЭвой, и Викандер прекрасно умеют выкладываться по полной, но там, где требовалось играть на разрыв аорты, их явно заставили работать с той же прохладцей. Джеймс без особого вдохновения читает террористам мораль, Даниэль тоскует и изучает свой планктон как будто и увлечённо, но без настоящего огонька, как, впрочем, и тоски. Социальный подтекст свёлся к тому самому чтению морали, даже сильная сцена (да, одно достоинство у книги всё же было), где террористы смотрят ...диснеевский мультик "Бемби", примеряя на себя, вошла в фильм обрезанной и словно мимоходом. А ведь можно было провести отличную параллель между окружением героев: когда Даниэль сетует на коллег, не понимающих её новаторских научных взглядов, можно было бы показать этим, что даже передовые европейские учёные порой демонстрируют такую же косность, как те самые исламисты, с которыми борется Джеймс. Хотя для достойного сравнения обстоятельств, в которых оказываются герои, хватило бы и погружения в их чувства, и неважно, что объективно положение Даниэль несравнимо с Джеймсовым: субъективно всякому своя болячка больнее, и её страдания, пожалуй, могли бы быть понятнее зрителю: побывать в плену у террористов мало кому доводилось, а вот любовных переживаний кто не испытывал? Но этого, как я уже говорила, недодали; вместо того Вендерс пытается искусственно нагнетать риск, которому подвергается Даниэль: её рассказ, какая крипота с ней произойдёт в случае разгерметизации батискафа, отдаёт голливудчиной, и когда это ружьё в финале стреляет холостым, никакого удивления это не вызывает.
Впрочем, Голливуд утопил бы эту историю в патоке и соплях: достаточно вспомнить римейк "Неба над Берлином" — ужасный "Город ангелов", так что Вендерс — ещё не самое худшее, и хотя это не лучшая его работа, поклонникам режиссёра, актёров или просто европейского кино смотреть можно, пусть и необязательно.
В Обзоры:
Впрочем, Голливуд утопил бы эту историю в патоке и соплях: достаточно вспомнить римейк "Неба над Берлином" — ужасный "Город ангелов", так что Вендерс — ещё не самое худшее, и хотя это не лучшая его работа, поклонникам режиссёра, актёров или просто европейского кино смотреть можно, пусть и необязательно.
В Обзоры: