На DoFP у меня уже была, но я её малость доработала.
В погоне за собственным хвостом
- И куда так летим?
- Да вот отмечал Новый Год с друзьями,
задержался, дома, наверное, с ума сходят.
- Какой Новый Год, на дворе апрель?!
- Я ж и говорю - задержался...
ДМБ стали очередным доказательством того, что нельзя войти в одну реку дважды. Сейчас, оглядываясь назад, становится ясно, что могло быть гораздо хуже, и конченый Сингер мог спустить франшизу в унитаз уже на сабже, но по инерции его ещё хватило на блёклое подобие своей великолепной дилогии. Вскочить в уходящий поезд Сингеру с большой натугой удалось, но ведь прежде он прокладывал путь — и проложил не только Людям Икс, но и всему нынешнему массиву комикс-муви.
Увы, всё проходит…
В этом плане особенно символичной кажется сюжетная идея фильма: исправление прошлого. Тема хорошая © О том, что не так просто исправить последствия однажды совершённого поступка, и о том, что время — слишком тонкая материя, чтобы перекраивать его как захочется, можно было бы сделать отличную драму в обёртке комикса. Но выдохшегося Сингера на это уже не хватило: сюжет прост как валенок — надо только съездить обратно в прошлое, кое-что поправить — и наступит мир-дружба-жувачка для всех. (Да, поправить всё будет не так просто, но мы же знаем, чем закончится противостояние бобра и козла, а сюрпризов в сабже ожидать не приходится.) Козлом Сингер в очередной раз выбрал людей (впрочем, справедливости ради надо сказать, что тему противостояния человечества и мутантов мусолили во всех фильмах франшизы, исключая, как ни странно, второй с конца по качеству — унылого и никчёмного «Бессмертного»), но проблема даже не в том, что эту тему он давно для себя исчерпал. Проблема в том, что одного злодея он позаимствовал у себя любимого (и этим повторюшество, увы, далеко не ограничилось: из своих, и не только, фильмов Сингер натаскал целые куски), а второму не смог придумать логичную мотивацию. Доктор лепечет какую-то околесицу о спасении человечества путём объединения против мутантов; ну окей, объединитесь, а когда мутанты кончатся (а при методах, предлагаемых Траском, они кончатся довольно быстро), как тогда спасаться?
Не смог Сингер и продумать как следует злодейское изобретение — Стражей: кто ими управляет? Что это за «худшие из людей», что остались у власти? Как вообще наступил тот полный песец, что нам показывают в будущем? Апокалиптический мир будущего местами хорош мрачностью и обречённостью, но шит белыми нитками, и это мешает в полной мере проникнуться ощущением полного краха всего и вся, как задумывалось режиссёром. Неприятно контрастирует с ним и ВОООТ ТААКЕННЫЙ ХЭППИ-ЭНДИЩЕ, причём даже для тех, кому он по прошлым фильмам не полагался. Нет, я, конечно, рада возвращению Джин и Скотта (хотя что толку, если продолжения со старой командой уже не будет), но… но как же ХЭППИ-ЭНДИЩЕ далёк от и от финала первого фильма, где победа добра была временной и неполной, и от второго, где победа была значительней, но и досталась дорогой ценой.
Не было и напряжения схватки, когда в финале истекали последние минуты возможности переписать историю. Конечно, мы знаем, что историю мутанты под себя перепишут, иначе зачем тогда всё, — но ведь в той же «Операции «Валькирия» Сингер очень лихо нагнетал саспенс, несмотря на очевидность исхода. Вероятно, исходя из этого знания, и гибель героев была показана просто мимоходом (только Грозу удостоили соответствующей музыки и классического вопля «Нееееееееееееееееееееееет!» — а чего стараться, всё равно ведь умирают они понарошку, будущее-то изменится.
В целом «Первый класс» и трилогия увязаны хорошо, но в плане характеров и отношений персонажей Сингер, одержимый творческой ревностью (ради отмены событий «Последней битвы» он не пожалел даже собственную дилогию), начал активно сводить на нет наработки Мэттью Вона. В результате вся драматургия свелась к люто навязчивому чтению затасканной морали: половину фильма Логан уговаривал Чарлза в духе «Всё равно ты нас не бросишь, потому что ты хороший», а вторую половину Чарлз уговаривал Рейвен «Ну ты же этого не сделаешь, ты же хорошая девочка». Впрочем, прочесть мораль Ксавьер исхитрился даже самому себе; нет, идея свести в одной сцене Профессора Икс и молодого Чарлза была прекрасна, жаль только, что воплощение её оказалось таким неудачным.
Но о персонажах по порядку (порядку любимости).
Начну, конечно же, с Росомахи. Беда не в том, что он тоже читал мораль — по прошествии стольких лет и благодаря усилиям профессора он, конечно, уже не тот полудикарь, каким был в дилогии, и вообще у него только с виду в голове один сплошной адамантий, так что можно было бы порадоваться, что его показали не просто ходячей мясорубкой, если бы…
Если бы, кроме чтения морали, он делал что-то ещё. Но в будущем он спит, в прошлом читает мораль. Знаменитых адамантиевых режиков в действии вы не увидите (пару раз махнул — не в счёт), да и костяными когтями он не шибко-то пользовался. (Хотя сковородка — неожиданно для Логана, конечно). В финальной же битве он вообще никак не повлиял на события — Эрик попросту закинул его подальше в реку, и отсутствие адамантия не помогло. В реке его гуманист Чарлз благополучно и забыл — и, как показали дальнейшие фильмы, забыл о нём на десятилетия. Такое ощущение, что Сингер Логана не любит и так и норовит его отделать посильнее и побольнее. (Впрочем, об этом у меня была целая пьеска «Страдания старика Логана», желающие могут прочесть в моих фанфиках).
Ну да ладно, его ухмылочка, вздёрнутая бровь и сигара были на месте, и вообще я всё равно была рада возвращению почти прежнего Росомахи (Джекман его у каждого режиссёра играет по-разному, и именно сингеровский не сравним с другими), и единственной хорошей шутке фильма «Вы родитель? — Чёрт, надеюсь, что нет», принадлежащей ему.
Эрик стал одномерным, и потеря глубины его образа стала вторым разочарованием фильма. Вреда мутантам его действия принесли больше, чем пользы: Магнето сам настраивает человечество, вполне лояльное к мутантам, против них. И увы, Эрик допустил каноническую ошибку злодея (чего раньше за ним не водилось) — его победили, пока он толкал пафосную речь (((((((О начисто лишённой логики попытке публичного убийства Рейвен — неужели нельзя было сделать это по-тихому, чтоб её ДНК не попала к людям — я уж умолчу. Как и о бессмысленно садистской расправе с Росомахой (в трилогии Магнето тоже так над ним не изгалялся) — что, нельзя было просто обмотать арматуриной вокруг шеи и в реку?
Его отношения с Чарлзом свелись к взаимной истерике до потери авиагоризонта, игре в шахматы и вымученным диалогам. (Впрочем, убоги были все диалоги фильма: во время последнего пересмотра то и дело возникало желание отключить звук). К слову, истерика была в лучшем стиле климактерических дамочек: кто больше страдал и потерял и кто кого бросил, а претензии выдвигались абсолютно нелепые.
Зато способности были показаны впечатляюще: стадион был прекрасен, а учитывая мою нелюбовь к позорным игрищам, выбор объекта был мне особенно по душе. Но некоторый осадок всё равно остался: в дилогии в проявлении способностей Магнето на первом месте была изобретательность, а не размах. (Про «Первый класс» я и не говорю: уж там и изобретательности, и размаха было в достатке и поровну). А тут создалось ощущение, что Сингер полез на территорию Роланда Эммериха, хотя масштабные побоища не его конёк: стадион оказался единственным исключением.
Хуже всех из моих любимцев пришлось Хэнку: его характер из творческой ревности просто спустили в унитаз. Хэнк стал у Чарлза чем-то вроде прислуги и цепного пса; притом его сделали какой-то безвольной тряпкой, совершенно не способным к принятию решений и покорно наблюдающим, как Чарлз спивается и скалывается. Упорное нежелание пускать Логана — как же, барин бухать изволят, не мешайте! — выходит за пределы добра и зла. Конечно, авторы так не задумывали, но создаётся впечатление, что Хэнка устраивает такое положение дел — чтобы чувствовать себя незаменимым.
Когда же мутация выходит из-под контроля, он превращается в неуправляемо агрессивную зверюгу, причём опасную для окружающих. Вот взять драки с Логаном и Эриком — чем бы всё закончилось, не будь у них способностей? Правильно, одному бы шею свернули, другого утопили. Да, это мы знаем, что у Росомахи регенерация, а Хэнку на тот момент знать было неоткуда. Видно, теперь, когда Росомаха справился со своей звериной сущностью, сценаристы решили отдать её Хэнку. Хотя Логан и в свои лучшие годы ни на кого так не бросался.
В образе Чарлза получилась явная нестыковка с «Первым классом» (у Сингера же борьба с Воном) — он вдруг разучился контролировать телепатию, но по мне, это пошло на пользу персонажу. В «Первом классе» его спокойное принятие мутации с самого детства выглядело совсем уж нереально — как ребёнок мог так легко нести огромный груз чужих мыслей и чувств, понять многие из которых он не мог в силу отсутствия жизненного опыта? А тут страдающий Чарлз мог бы быть хорош, особенно если бы как следует прописали его проблему выбора между способностями и здоровьем — но увы, выбор свёлся к минутному гримасничанью. МакЭвой, конечно, старался, лицом хлопотал усердно, но играть ему было нечего. Чарлз превратился в жалкого безвольного эгоиста, обиженного на всех, св.чярлика из плохих фанфиков, а его поступки также лишились логики. Особенно это касается причины запоя: призыва многих (!) учеников и преподавателей — детей, которых в школе должно было быть большинство, и женщин, надо полагать, тоже. Куда он дел остальных (разогнал, что ли?), сценаристы обошли молчанием. Ладно, это могло стать последней каплей, но почему Чарлз не воспрепятствовал этому?! Ещё один ужасный момент — когда Чарлз, гогоча (!), рассказывает, что Эрика посадили за убийство Кеннеди. Офигеть как смешно, да.
Безобразно эгоистичным стало и отношение Чарлза к Эрику: чего стоит одна только фраза, что не надо было его освобождать — то есть, просидел десять лет невиновный, и пусть бы дальше сидел?! Сколько, кстати, Эрик просидел в неисправленной Логаном реальности? Да, злость и обиду Чарлза понять можно, и сказал он это в сердцах, но ведь он ни разу не сожалеет о своих словах. У меня полное впечатление, что сценаристы совершенно согласны с Чарлзом: не успели мудака из тюрьмы вытащить, как он уже побежал сестру спасителя убивать, а потом войну развязывать, хоть его из будущего предупредили, чем всё закончится. Во всяком случае, не вижу, чтобы Чарлз хоть раз в фильме осуждался. Эрик прощения попросил за то, что Чарлза оставил на Кубе, а вот Чарлз за то, что оставил Эрика в тюрьме — нет.
Что несомненно: из Чарлза то и дело лепят святого страдальца, праведника, моральный ориентир, за которым должны, раскаявшись, следовать Эрик и Рейвен. Порой кажется, что главная причина злости Чарлза заключается в том, что они выбрали собственный путь.
Если в дилогии и «Первом классе» Чарлз и Эрик были почти равноправны, каждый при своей правде, то в ДМБ вся правда оказалась на стороне Чарлза, а Эрика и Рейвен начали планомерно подводить к раскаянию и подчинению Чарлзу. И слова «Настанет день, когда мы все будем вместе» прозвучали для них печальным приговором, который для Рейвен уже был приведён в исполнение в «Апокалипсисе».
Попытка совместить Рейвен из «Первого класса» и Мистику из трилогии, разумеется, провалилась по причине несовместимости оных — великолепная хищница, неукротимая и гордая, не имела ничего общего с карманной собачкой, готовой. преданно смотреть в глаза и лизать руки любому, кто приласкает. В результате получилось ни рыба, ни мясо. И снова проблемы с мотивацией: почему она не пыталась вызволить Эрика из тюрьмы? Зачем было гоняться за Траском по всему миру, если найти его офис не составляло труда — или Рейвен, в отличие от гениального Хэнка, не умела пользоваться телефонным справочником? Зачем было убивать его публично на саммите мировых лидеров в здании, набитом охраной — стоит ли удивляться её поимке? — когда она могла спокойно прийти в офис под видом кого угодно, сделать дело и так же спокойно под видом кого угодно уйти?
Но гораздо хуже было то, что эту ни-рыбу-ни-мясо усердно выпячивали на первый план, вдобавок, делая это неумело. В «Последней битве», например, Грозу выпятили на первый план грамотно, к тому же это было логично: после гибели Профессора и Циклопа она естественным образом становилась лидером команды. Здесь же просто закрутили сюжет вокруг Рейвен, увеличили экранное время (за счёт остальных персонажей, разумеется) — причём добавили ненужных сцен, да в третий раз уже переломали характер об коленку: теперь из неё начали лепить великую героиню. Лепить, конечно, банально и навязчиво: зрителю просто усердно демонстрируют, какая Рейвен ловкая, хитрая, и одевается красиво, и на иностранных языках говорит — словом, полное совершенство во всех отношениях ©
Один положительный момент — сценаристы додумались прострелить ей ногу, так что неуклюжую походку Лоуренс можно списать на это)))
Новички с эффектными способностями, особенно красавица Блинк, были бы очень хороши, если бы хватило времени на их раскрытие. Увы, у них не было даже реплик, кроме технических типа «Они здесь!», «По местам!» и т. д. — что уж говорить о характерах. Старым тоже говорить пришлось немного больше — впрочем, к лучшему, учитывая качество диалогов. Из старичков отдельно порадовал Бобби: как ни странно, но его катание по ледяной дорожке, которое даже в мультах выглядело чересчур мультяшно, на большом экране смотрелось красиво.
Один светлый момент — Ртуть. Озорной лукавый парнишка был настоящим украшением фильма. Он единственный имел яркий характер — действительно, почему все мутанты должны переживать из-за своих способностей (право, становится понятно, почему профессор хотел отказаться от способностей — каждый раз такую истерику по Церебро слышать

Также порадовали:
Грим: Рейвен лицом приблизилась к трилогии (о великолепной пластике модели Ромейн-Стамос, конечно, осталось только печалиться, но по сравнению с «Первым классом» всё-таки большой плюс). Зверь тоже стал поприличнее, по крайней мере, убрали эти жуткие резиновые чёрные губы; однако и в будущем его цвет, к сожалению, оказался каким-то линючим — той чудесной глубокой кобальтовой синевы из «Последней битвы» не было. Волосато-бородатый Чарлз стал выглядеть даже умнее, чем жизнерадостный бодрячок из «Первого класса», а коротко подстригшийся Эрик — настоящим красавцем и открывает у меня скринсейвер.
Костюмы: стиль 70-х гг. был воссоздан лучше, чем 60-х в «Первом классе», а в будущем Икс-мены носили строгую чёрную броню. Стильные костюмы новых мутантов были хороши (тут подумалось: а зачем Бишопу плащ, он же не летает?) Особенно красив был боевой костюм Эрика из 70-х цвета расплавленной лавы: к великому облегчению, от кошмара из финала «Первого класса» избавились.
Спецэффекты вышли на твёрдую четвёрку, а пробег Ртути под старую песню был одной из лучших экшн-сцен, какую мне случалось видеть.
Несколько симпатичных штрихов: вытертый до черноты коврик в прихожей Максимофф; Росомаха, удивлённо оглядывающийся на в кои-то веки не сработавший металлодетектор. И сильный драматический момент, когда в будущем Магнето уходит на последний бой со Стражами, а Профессор с горьким бессилием смотрит ему вслед.
На выходе имеем стандартный блокбастер с хорошим экшном и спецэффектами, изрядно подпорченный передозом чтения морали, провисанием прямолинейного до примитивности сюжета, обеднением характеров персонажей, невнятными диалогами и вышедшим за все разумные пределы выпячиванием Рейвен.
1 балл — за фильм об Икс-менах
1 — за Росомаху
1 — за молодого Эрика
1 — за Ртуть
1 — за стадион
1 — за Блинк
1 — за костюмы и грим
1 — за прощальный взгляд профессора.
Итого: 8 баллов из 12. Вполне прилично для экшна о супергероях, но по сравнению с другими фильмами франшизы — «Людей Икс» я ценю в 11 баллов, «Людей Икс-2» — в 12, «Первый класс» — в 10, получается, увы, скромненько. Остаётся пожалеть об уходе Мэтью Вона — экшн он умеет снимать превосходно, а в излишнем морализировании не замечен.
@темы: Люди Икс, Моё творчество, Рецензия, Wolverine, Росомаха, Моё творчество - X-men, Кино, X-men