Порвал, как тузик грелку
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Журнал "Профиль".
ПОЛИТИКА
№30(538) от 20.08.2007
Невзоров Александр
ВОЛКОДАВ
Так уж получилось, что в который раз приз Выборгского кинофестиваля становится своего рода осиновым колом, который забивают сквозь слой земли и доски в труп очередного «отечественного шедевра». На сей раз кол в Выборге получил «Волкодав».
Понятно, что отечественная попытка поиграть во «Властелина колец» провалилась. Понятно почему. Первое, главное — «несколько иной» уровень драматургической основы. Конечно, запредельной глупостью было пытаться создать «русский шедевр» на основе лубочной и пустой, вторичной до умопомрачения дамской «псевдофэнтези» Семеновой. Кино — штука беспощадная и мгновенно демонстрирует надуманность, вторичность и фальшь литосновы. Но, демонстрируя эти милые качества, и само умирает сразу.
читать дальшеПредлагаю обойтись без обсуждения сюжета. Не знаю, как у вас, а у меня нет на руках решения суда, обязывающего меня обсуждать сюжет этого произведения. Без решения суда, по доброй воле, всерьез анализировать взаимоотношения и страсти героев — абсолютно нереально. Возможно, впоследствии, в соответствии с тенденцией к полной отмене смертной казни, суд сочтет возможным заменить расстрел или повешение часовым обсуждением взаимоотношений (извините) Волкодава и Людоеда. Но по мне — лучше уж оставили бы расстрелы и не брали бы серьезного греха на душу.
Но про сюжет — это так, лирическое отступление. Лучше уж обсудить вторую неприятность, обеспечившую «Волкодаву» почетное 7654-е место в списке «фильмы для дураков». Фэнтези как жанр и традиция уже давно сложилось, и колошматить в готические двери жанра ногой в лапте — занятие безнадежное. Маковки, луковки, берендеи, квас и торчащая из зада «лучинушка-лучина» — все это вне мировой традиции фэнтези, выглядит дико, фальшиво и наивно.
Третья неприятность — традиция советского кинематографа. Киносказки Александра Роу. Столяров и фанерно-резиновый Горыныч. Ронинсон, Мартинсон и Гердт в роли трех богатырей. Типовые аленушки и гусельный перебор. Грибок пророс. Видеть «Морозко» всерьез — нестерпимо.
Четвертая неприятность — зримая, очевидная нищета, крайне забавная в том, что именуется «масштабным блокбастером». Такого рода кинематограф — постановочный, костюмный, батальный — это всегда парад амбиций, демонстрация художественной и финансовой мощи фильма и породившего его концерна. «Волкодава» сбацали, как-то не приняв во внимание, что нам давно есть с чем сравнивать. В «Волкодаве» наблюдаются во всей красе приметы бедненького кинца, снятого не просто на медные, а на особо затертые и позеленевшие медные деньги. Декорационность декораций, спецэффектность спецэффектов и прочее в таком же духе. А ведь все можно было спасти и сделать почти удобоваримым. При такой отчаянной бедности картины надо было срочненько отказываться от блокбастерского пафоса — и косить под «авторское» кино. Минуте на 22-й вставить хронику блокадного Ленинграда (сюжет бы не пострадал). На 39-й — забацать хорошее интервью с Валуевым или аккуратно вмонтировать краткий обзор новостей микробиологии (сюжет бы только выиграл). Потом покрыть все ровным слоем музычки в духе раннего Шнитке (капают сопли в глубокий колодец) — и авторское кино готово. Можно везти в Венецию. Ан нет... советский карлик — больше! Хотим национальный блокбастер — получили национальный блокбастер. Кино на бересте. Лыковый монтаж. Смотреть при лучине.
Возвращаемся к бедности. Вот здесь как раз и моя тема всплывает. Лошадиная. Тут вообще беда — похлеще, чем проза Семеновой. Стиль верховой езды героев — откровенно прокатно-колхозный, со всеми приметами такового. Рывки за рот, долбежка задом по седлу, бессмысленное пихание ногами и «типовая прокатная» грубость с лошадью. Понятно, что «всадник» — это отдельная профессия и учиться надо много лет, но существует хорошая практика, когда перед съемками подобного рода артистов загоняют на месяцок к приличному мастеру, и он, не тратя времени на обучение верховой езде типа «смена-повод», учит актера хорошо выглядеть на лошади. Просто — выглядеть элементарно эстетично, «играя» привычность к этому делу. В нормальном кино любого, даже подготовленного актера при малейшей возможности подменяют квалифицированным дублером, потом приклеивают пару крупных планчиков героя «через ухи лошади», и выглядит все не так безобразно.
Далее, амуниция. Зритель, конечно, идиот — в своем большинстве. Но, рассчитывая только на идиотов, надо делать спецфильмы для демонстрации исключительно в психиатрических интернатах. Или честно маркировать их на афишах как «фильм для умственно отсталых».
Фильм заявляет о своей аутентичности (аутичность держится втайне). Все подлинное, суровое, настоящее и кондовое до жути. По сюжету — глубокая древность, славянский мир, а на коне главного героя — славянского богатыря — магазинная (сувенирного типа) уздечка «а-ля Португез»(75 евро) с испанской магазинной железякой «Вакеро» (25 евро). И то, и другое — обычный ширпотреб, лежащий грудами в любой лавке на Западе. Стремена древнеславянских всадников — советские, «колхозного» типа, без затей, утвержденные как нормативная единица сельхозинвентаря Минсельхозом в 1935 году. В 1959 году они прошли «переаттестацию», так что на особую древность не тянут. Седла — спортивные, белорусского производства, и «офицерские», продукция Московского шорно-седельного комбината. Все остальное — в таком же духе. Короче, кому повезло, кто не видел, пожалейте свое время. Кину поделом. Только оригинал за что ж так.
@настроение:
Резковато малость
@темы:
Кино,
Точка зрения
Бедная Семенова. Такое откровенное говно сняли. Во всех смыслах.
правда, иногда, считаю он перегибает палку, недопуская никаких компромисов
Бедная Семенова. Такое откровенное говно сняли. Во всех смыслах
Сама, однако, напросилась. Поскольку снято фуфло было с ее одобрения. Ее частная собственность, конечно, но бракодела Лебедева к режиссерскому креслу нельзя было близко подпускать
всадница с мечом
Ага. колошматить в готические двери жанра ногой в лапте это жесть