Да просто потому, что ему хочется страдать.
Поэтому я не люблю героев Рено. За патологическое неумение радоваться жизни. Они недовольны всегда, даже если на данный момент всё у них хорошо. А хорошего у них, кстати, немало. Персонажи Рено (я говорю о цикле романов об античности, кроме "Тесея" - он умеет быть счастливым и не выдумывает себе несчастий) любят (и их чувства взаимны), имеют высокий социальный статус, красивую внешность и наделены разными талантами. "Чего ж вам больше?" Этого они не знают. Но имеющимся недовольны.
Впрочем, что касается героев вымышленных, на то полная авторская воля. Но когда в придуманный автором образ, как в прокрустово ложе, пытаются втиснуть исторического персонажа, безжалостно обкарнывая или вытягивая всё несоответствующее... Александр плакал, кололся о персидские мечи, но продолжал завоевывать Азию. (Иногда его просто хочется пристрелить из гуманных соображений – чтоб не мучился. В фильме Стоуна его вероятно из этих же соображений отравили – уж больно печальные физиономии были у сподвижников, подносивших шефу яд). А вот зачем ему понадобилась Азия – непонятно. Такие нравственные мазохисты не стремятся владеть миром – для этого они слишком на него обижены. А уж детство бедного маленького принца... Примитивное нажатие на болевые точки. Истеричная религиозная фанатичка мать и сексуально озабоченный пьяница и дебошир отец, перманентно воюющие друг с другом, садист воспитатель, лучший друг, которому нужно только тело маленького принца, бездушный учёный сухарь препод... Ай'м рыдаль. А голодающий царевич (sic!) - это просто стыдно. Ведь профессиональная писательница, а не девочка-фанфикерша с жирной парой по истории.
Зато в ПИ совершенно другой Александр. О нём вспоминают с уважением, восхищением, трепетом. "А вот с Александром такого не случилось бы" - думают герои, вляпавшись в беду и осознавая, насколько им далеко до покойного шефа. Даже трудно поверить, что книгу писал тот же человек, что и две первые. Оказывается, маленький Александр произвести впечатление любил - покажите мне что-нибудь такое в БП, а? Кстати, когда к Александру-младшему приставляют греческого педагога, который начинает его воспитывать по-мужски (а то Роксана его заласкала и перекормила сладостями), это автором почему-то одобряется. Аналогичное воспитание его отца - голодомор и вообще полный садизм. Как прикажете это понимать? И почему костёр Гефестиона - это китч, а не менее помпезный катафалк Александра - образец хорошего вкуса?
И в этой книге безысходный пессимизм Рено как раз уместен. Здесь героям некогда придумывать себе проблемы - хватает настоящих бед. В книге сильно ощущается весь трагизм эпохи диадохов. Особенно трагичны судьбы женщин и Арридея. К мужчинам у автора нет такого сочувствия - сами виноваты, и прежде всего в том, что оказались недостойны своего царя. А вот слабые (даже отважная маленькая амазонка Эвридика), ставшие жертвами их разборок - их печальная участь и составляет большую часть книги.
Мне больше всего было жаль персидских царевен. Когда они, ещё не зная, что Александра уже нет и что сами они отправляются навстречу смерти, надеются на счастливую семейную жизнь. И ещё в тот момент становится жаль Александра - ведь и в самом деле могла получиться хорошая семья. Жаль Арридея, когда его заставляют присутствовать на многолюдных сборищах, которых он боится, и заучивать слова, смысла которых он даже не может понять. Пусть бы раскладывал бусинки по ракушкам - какая же всё-таки стерва Олимпиада. И если Роксане перед смертью чудится выкидыш Статиры - Олимпиада никаких угрызений совести не испытывает, она умирает даже безболезненно, а ведь крови на её руках уж куда побольше, чем у невестки.
А ещё, когда читаешь книгу, то и дело кажется, что вот сейчас у того или иного персонажа всё получится. Вот Пердикка разделает сепаратиста Птолемея и остальных - и сын Александра получит всё, завоеванное отцом, вот сейчас... Вот Эвридика сейчас привлечёт армию на свою сторону - ну как же её можно не послушать, такую симпатичную, юную, задорную - и покажет всем старым воякам, какая у Филиппа внучка, вот сейчас... И хотя заранее знаешь, что ничего никому не обломится, всё равно кажется: вот сейчас...
Короче, я прониклась. Респект автору.
@темы: исторические произведения, Античность, Древняя Греция, Книги, Литература, рено, Александр Македонский, Александр Великий
не согласна с тобой по поводу пессимизма Рено.
*не согласна с тобой по поводу пессимизма Рено.*
Каждый, конечно, видит по-своему. Однако ж герои Рено постоянно видят жизнь в черном цвете. Не помню, чтобы они когда-нибудь были по-настоящему счастливы...
Это - не пессимизм.
Да, но в ее книгах один сплошной трагизм, будто ничего хорошего и нет вообще. Такое однообразие притупляет эмоции, и трагичность ситуации перестает ощущаться. Герой страдает - ну и что, все страдают, жизнь вообще штука хреновая. Герой умер - ну и ладно, отмучился наконец-то.